Общие положения
Испытания АВР проводятся с целью проверки его функционирования как устройства, автоматически присоединяющего резервный источник питания к потребителям I категории при исчезновении напряжения на шинах основного, вызванного любой причиной, в том числе короткими замыканиями (КЗ) на этих шинах.
Технические мероприятия
Перечень необходимых технических мероприятий определяет допускающий совместно с производителем работ в соответствии с ПОТЭУ, обязательными из которых являются:
- отключение всех отходящих от АВР линий, питающих потребителей I‑й категории;
- отключение от обоих вводов всех отходящих линий, питающих потребителей II‑й категории;
Нормируемые величины
Испытания АВР проводятся перед приемкой электрооборудования в эксплуатацию, после капитальных и текущих ремонтов, а также в сроки, установленные графиком межремонтных профилактических испытаний
Проверке подлежат напряжение срабатывания и выдержка времени отключения основного ввода АВР. Выдержка времени устанавливается такой, чтобы исключить ложные срабатывания АВР при кратковременных снижениях напряжения на вводах РУ.
Напряжение срабатывания и время срабатывания должны соответствовать данным завода-изготовителя.
Проверка функционирования реле и контакторов проводится по методике проверки правильности функционирования полностью собранных схем при различных значениях напряжения оперативного тока.
Проведение испытаний
Принцип действия АВР
Принципиальная схема одного из распространенных типов АВР представлена на рис. 1.
Исходное положение контактов реле и контакторов на схеме соответствует отсутствию напряжения на обоих вводах питающей сети. При подаче напряжения на резервный ввод через нормально замкнутые контакты К4, К1, К2, КЗ запитывается обмотка контактора К5, который своими силовыми нормально разомкнутыми контактами формирует цепь питания сборных шин потребителей I категории. Одновременно через контакт К5 включается индикаторная лампа Е2, свидетельствующая о питании потребителей I категории от резервного ввода.
При подаче напряжения на основной ввод (рабочий) реле контроля фаз К1, К2, КЗ своими нормально замкнутыми контактами К1, К2 и КЗ разрывает цепь питания силового контактора К4, после чего теми же нормально разомкнутыми контактами К2 и КЗ (нормально разомкнутая контактная группа К1 не задействована) формируется цепь питания обмотки контактора К4.
При этом силовые контакты К5 приходят в свое нормально разомкнутое положение, разрывая цепь питания сборных шин потребителей первой категории от резервного ввода, после чего силовые контакты К4 формируют цепь питания сборных шин потребителей первой категории от рабочего ввода.
Контакт К4 формирует цепь питания индикаторной лампы Е1.
При пропадании напряжения на одной, двух или трех фазах рабочего ввода или снижения его ниже допустимых пределов контактами К2 и (или) КЗ реле контроля фаз, разрывается цепь питания обмотки контактора К4.
Рис. 1. Схема электрическая принципиальная панелей ЗАВР-100, ЗАВР-160, ЗАВР-250, ЗАВР-400, (линии питания потребителей II категории от обоих вводов не показаны, пунктирными линиями показаны цепи подключения электрического секундомера ПВ53‑Л при испытаниях АВР по п.п. 5.5.1; 5.5.2).
При «пропадании» фазы L1, обмотка контактора К4 обесточивается, т. к. она непосредственно подключена к этой фазе через выпрямительное устройство.
При этом нормально замкнутые контакты К1, К2, КЗ реле контроля фаз (достаточно одного из них при пропадании напряжения на одной из фаз основного ввода) начинают формирование цепи питания обмотки контактора К5.
Окончательное формирование цепи питания этой обмотки осуществляется нормально замкнутыми контактами К4 после обесточивания обмотки контактора К4, что исключает в данной ситуации замыкание силовых контактов К5, до размыкания силовых контактов К4.
После замыкания силовых контактов К5 питание сборных шин потребителей первой категории осуществляется от резервного ввода.
Нормально разомкнутый контакт К4 разрывает цепь питания индикаторной лампы Е„ а контакт К5 формирует цепи питания индикаторной лампы Е2.
Порядок проведения испытаний
Исходное состояние схемы: вводные рубильники Q1 и Q2 отключены, автоматический выключатель PQ включен.
На обоих вводах номинальное напряжение питающей сети.
Проверка работоспособности
Проверить отсутствие напряжения на шинах потребителей I категории (шинах АВР).
Включить рубильник Q2. Загорание индикаторной лампы Е2 свидетельствует о подключении шин АВР к резервному вводу.
Проверить наличие напряжения на шинах АВР
Проверить фазировку резервного ввода и шин АВР. Правильность фазировки определяется по отсутствию напряжения между одноименными фазами резервного ввода и шин АВР.
Включить рубильник Q1. Погасание индикаторной лампы Е2 и загорание индикаторной лампы Е2 свидетельствует о переводе питания шин АВР с резервного ввода на основной.
В случае несрабатывания контактора К4 проверить напряжение питания его обмотки и установить его 110 В реостатом R1.
Проверить наличие напряжения на шинах АВР.
Проверить фазировку основного ввода и шин АВР.
Проверка напряжения срабатывания
Отключить вводные рубильники Q1 и Q2 в указанной последовательности.
Вынуть плавкую вставку F1, и подключить реле контроля этой фазы через ЛАТР (РНО), как показано на фрагменте схемы АВР (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент схемы АВР для включения реле контроля одной фазы через ЛАТР (РНО)
Регулятор напряжения ЛАТР установить в положение, соответствующее выходному напряжению 220 В.
Включить автоматический выключатель QF и рубильники Q1 и (Q2 в указанной последовательности).
Плавно уменьшая напряжение питания К1 зафиксировать показания вольтметра, при которых произойдет его срабатывание.
Погасание лампы Е1 и загорание лампы Е2 свидетельствует о правильной последовательности функционирования элементов схемы.
В случае, если контактор К4 сработает раньше чем реле контроля фаз К1, то до его срабатывания (К1) переключение шин АВР на резервный ввод не произойдет, т. к. К1 не сформирует цепь питания контактора К5 своими нормально замкнутыми контактами К1.
Тогда потребители I категории будут обесточены то тех пор, пока напряжение фазы L1, не снизится до напряжения срабатывания К1.
В этом случае необходимо увеличить напряжение питания обмотки К4 реостатом К„ но не выше номинального (110 В).
Отключить рубильники Q2 и Q1 в указанной последовательности.
Вставить плавкую вставку F1.
Последовательно подключая аналогичным образом реле контроля оставшихся фаз через ЛАТР (РНО) повторить вышеописанные операции.
Напряжение срабатывания АВР на каждой фазе должно находиться в пределах паспортных данных.
Проверка времени срабатывания
Проверка времени переключения шин с основного ввода на резервный
Отключить рубильники Q2 и Q1.
Вынуть плавкие вставки F2 и F5 (в фазах L2 основного и резервного вводов).
Собрать схему включения электрического секундомера (цепи, изображенные пунктирными линиями на рис. 1).
Клемму «220 В» секундомера подключить к фазе L1, резервного ввода по схеме (1) клеммы «К» и «*» подсоединить к контактам фазы L2 автоматического выключателя QF.
Зашунтировать нормально разомкнутые контакты К2 реле контроля фаз перемычкой.
Это делается для обеспечения работы АВР при отсутствии напряжения фазы L2.
Включить автоматический выключатель QF, рубильники Q2 и Q1. Запуска электрического секундомера не происходит, т. к. его измерительный блок зашунтирован контактами автоматического выключателя QF.
Отключить автоматический выключатель QF, что имитирует пропадание напряжения на основном вводе. Происходит запуск секундомера.
После замыкания силовых контактов К5 происходит останов секундомера вследствие шунтирования его измерительного блока этими контактами в цепи фазы L2. Время с момента исчезновения напряжения основного ввода до переключения шин АВР на резервный ввод должно соответствовать данным завода-изготовителя.
Следует отметить, что шунтирование секундомера надо осуществлять только обесточенными контактами автоматического выключателя QF и контактора К5 .
Проверка времени отключения основного ввода
Время переключения шин АВР с основного на резервный ввод характеризует продолжительность отсутствия напряжения на шинах АВР.
Однако часто необходимо знать время отключения основного ввода с момента исчезновения напряжения сети, чтобы при пуско-наладочных работах установить выдержку времени срабатывания реле для исключения ложных срабатываний АВР при кратковременных «провалах» напряжения.
Для измерения этого времени необходимо при отключенных рубильниках Q2 и Q1, и вынутых плавких вставках F2 и F5 подать питание на электрический секундомер по схеме (2). (Клемму «220 В» подключить к выходу силового контакта К4 фазы L1). Остальная часть схемы остается неизменной (можно отсоединить проводники с силового контакта К5 в фазе L2).
Для исключения повторного запуска секундомера реостат R2 отсоединить от N (РЕN) проводника.
Включить автоматический выключатель QF, рубильники Q1 и Q2.
Выключить автоматический выключатель QF. Происходит запуск секундомера.
После размыкания силовых контактов К4 происходит останов секундомера вследствие разрыва его цепи питания.
Суммарное время срабатывания реле контроля фаз и К4 должно соответствовать заводским данным или согласованному с энергоснабжающей организацией.
Примечание:
В рассматриваемой принципиальной схеме панелей ЗАВР-100; 160; 250; 400 используются реле напряжения (К1, К2, КЗ) типа РЭП15–220БУЗ, которые совместно с контакторами КТП601/ЗБУЗ регулировку выдержки времени срабатывания не обеспечивают.
Проверка АВР по п. 5.5.2 в этих случаях не производится.
Безопасные приёмы работ
Работы по проверке устройств автоматического включения резервного питания выполняется по наряду-допуску или по распоряжению. Вид оформления работ определяет работник, имеющий право выдачи нарядов и распоряжений. К работе допускаются лица из электротехнического персонала не моложе 18 лет, обученные и аттестованные на знание ПТБ, ПЭЭБ и данной методики, обеспеченные инструментом, индивидуальными защитными средствами, спецодеждой.
Состав бригады должен быть не менее двух человек:
— производитель работ с группой по электробезопасности не ниже III;
— член бригады с группой по электробезопасности не ниже III.
Запрещается выполнять работы при высокой влажности, а также в огне‑, пожаро- и во взрывоопасных средах и помещениях.
Перед началом измерений необходимо изучить схему включения резервного питания электроустановки и принять меры препятствующие допуску на испытуемый объект лиц, не участвующих в испытаниях, при необходимости выставить наблюдающего.
По результатам измерений составляется протокол установленной формы. Лица, допустившие нарушения ПТБ или ПТЭЭП, а также допустившие искажения достоверности и точности измерений, несут ответственность в соответствии с законодательством и положением о передвижной электролаборатории.