I. Общие положения

Стра­те­гия раз­ви­тия элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции (далее — Стра­те­гия), раз­ра­бо­тан­ная на пери­од до 2030 года во испол­не­ние Ука­за Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 22 нояб­ря 2012 г. N 1567, охва­ты­ва­ет основ­ную дея­тель­ность элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са — пере­да­чу и рас­пре­де­ле­ние элек­три­че­ской энер­гии и непо­сред­ствен­но свя­зан­ные с ней аспек­ты смеж­ных видов дея­тель­но­сти (гене­ра­цию и сбыт элек­три­че­ской энер­гии) на тер­ри­то­рии России.

В Стра­те­гии осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся дея­тель­но­сти созда­ва­е­мо­го откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Рос­сий­ские сети” и вхо­дя­щих в него орга­ни­за­ций, кон­тро­ли­ру­ю­щих око­ло 70 про­цен­тов рас­пре­де­ли­тель­ных и 90 про­цен­тов маги­страль­ных сетей в Рос­сии. При этом боль­шин­ство поло­же­ний Стра­те­гии, отно­ся­щих­ся к откры­то­му акци­о­нер­но­му обще­ству “Рос­сий­ские сети”, акту­аль­ны и для осталь­ных сете­вых организаций.

Основ­ной целью (мис­си­ей) дея­тель­но­сти элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са явля­ет­ся дол­го­сроч­ное обес­пе­че­ние надеж­но­го, каче­ствен­но­го и доступ­но­го энер­го­снаб­же­ния потре­би­те­лей Рос­сий­ской Феде­ра­ции путем орга­ни­за­ции мак­си­маль­но эффек­тив­ной и соот­вет­ству­ю­щей миро­вым стан­дар­там сете­вой инфра­струк­ту­ры по тари­фам на пере­да­чу элек­три­че­ской энер­гии, обес­пе­чи­ва­ю­щим при­ем­ле­мый уро­вень затрат на элек­три­че­скую энер­гию для рос­сий­ской эко­но­ми­ки и инве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность отрас­ли через адек­ват­ный воз­врат на капитал.

Основ­ны­ми при­о­ри­те­та­ми дея­тель­но­сти маги­страль­но­го элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са явля­ют­ся под­дер­жа­ние и раз­ви­тие инфра­струк­ту­ры (линии и транс­фор­ма­то­ры), поз­во­ля­ю­щей обес­пе­чить выда­чу мощ­но­сти стан­ций и пере­да­чу элек­три­че­ской энер­гии в рас­пре­де­ли­тель­ные сети, а так­же обес­пе­че­ние энер­ге­ти­че­ской целост­но­сти (без­опас­но­сти) государства.

Целью функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рас­пре­де­ли­тель­но­го элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са явля­ет­ся дол­го­сроч­ное обес­пе­че­ние надеж­но­го, каче­ствен­но­го и доступ­но­го энер­го­снаб­же­ния потре­би­те­лей на всей тер­ри­то­рии соот­вет­ству­ю­ще­го реги­о­на на эта­пе рас­пре­де­ле­ния элек­три­че­ской энер­гии за счет орга­ни­за­ции мак­си­маль­но эффек­тив­ной инфраструктуры.

В чис­ло клю­че­вых задач госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в сфе­ре элек­тро­се­те­во­го хозяй­ства вхо­дят созда­ние эко­но­ми­че­ских мето­дов сти­му­ли­ро­ва­ния эффек­тив­но­сти сете­вых орга­ни­за­ций, обес­пе­че­ние усло­вий для ста­би­ли­за­ции тари­фов, а так­же при­вле­че­ние ново­го капи­та­ла в элек­тро­се­те­вой ком­плекс в объ­е­ме, доста­точ­ном для модер­ни­за­ции и рекон­струк­ции элек­три­че­ских сетей для обес­пе­че­ния надеж­но­сти электроснабжения.

На сего­дняш­ний день стра­те­ги­че­ское управ­ле­ние отрас­лью осу­ществ­ля­ет­ся на осно­ве Энер­ге­ти­че­ской стра­те­гии Рос­сии на пери­од до 2030 года, утвер­жден­ной рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 13 нояб­ря 2009 г. N 1715‑р, кото­рая направ­ле­на на мак­си­маль­но эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние при­род­ных энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и потен­ци­а­ла энер­ге­ти­че­ско­го сек­то­ра для устой­чи­во­го роста эко­но­ми­ки, повы­ше­ния каче­ства жиз­ни насе­ле­ния стра­ны и содей­ствия укреп­ле­нию ее внеш­не­эко­но­ми­че­ских позиций.

Кро­ме того, в пол­ной мере не реа­ли­зо­ва­ны зада­чи, преду­смот­рен­ные Стра­те­ги­ей раз­ви­тия рас­пре­де­ли­тель­но­го элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции, одоб­рен­ной в 2006 году. Пол­но­стью выпол­нен­ной мож­но счи­тать толь­ко одну из ее задач — созда­ние круп­ных и сопо­ста­ви­мых по раз­ме­рам опе­ра­ци­он­ных меж­ре­ги­о­наль­ных рас­пре­де­ли­тель­ных сете­вых орга­ни­за­ций в целях уси­ле­ния ответ­ствен­но­сти мене­дже­ров за резуль­та­ты рабо­ты и обес­пе­че­ние усло­вий для при­ня­тия регу­ля­тор­ных реше­ний на осно­ве срав­ни­тель­но­го ана­ли­за. Дру­гие клю­че­вые зада­чи выпол­не­ны лишь частич­но. Еще не все круп­ные реги­о­наль­ные сете­вые орга­ни­за­ции пере­шли на регу­ли­ро­ва­ние тари­фов мето­дом доход­но­сти инве­сти­ро­ван­но­го капи­та­ла, не реа­ли­зо­ва­ны в пол­ном объ­е­ме зада­чи сбо­ра инфор­ма­ции о надеж­но­сти и каче­стве предо­став­ля­е­мых услуг и уста­нов­ле­ния финан­со­вой ответ­ствен­но­сти элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций за ненад­ле­жа­щий уро­вень надеж­но­сти и качества.

Вме­сте с тем дина­ми­ка раз­ви­тия отрас­ли и всей эко­но­ми­ки при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию допол­ни­тель­ных задач. Тариф на элек­три­че­скую энер­гию в Рос­сии прак­ти­че­ски исчер­пал потен­ци­ал роста. Сто­и­мость элек­три­че­ской энер­гии, полу­ча­е­мой из Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы Рос­сии, для мно­гих про­мыш­лен­ных потре­би­те­лей при­бли­жа­ет­ся к сто­и­мо­сти энер­го­снаб­же­ния от соб­ствен­ных гене­ри­ру­ю­щих мощ­но­стей (вклю­чая сто­и­мость их стро­и­тель­ства), что в том чис­ле при­во­дит к раз­ви­тию рас­пре­де­лен­ной гене­ра­ции и ухо­ду потре­би­те­лей от цен­тра­ли­зо­ван­но­го энер­го­снаб­же­ния. При этом про­дол­жа­ю­ще­е­ся ста­ре­ние основ­ных фон­дов отрас­ли при­во­дит к необ­хо­ди­мо­сти зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния объ­е­мов инве­сти­ро­ва­ния в бли­жай­шие годы для удер­жа­ния уже достиг­ну­тых пока­за­те­лей каче­ства и надежности.

Поми­мо задач, преду­смот­рен­ных Энер­ге­ти­че­ской стра­те­ги­ей Рос­сии на пери­од до 2030 года и Стра­те­ги­ей раз­ви­тия рас­пре­де­ли­тель­но­го элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции, одоб­рен­ной в 2006 году, перед элек­тро­се­те­вым ком­плек­сом сто­ят сле­ду­ю­щие стра­те­ги­че­ские при­о­ри­те­ты на дол­го­сроч­ный период:

  • обес­пе­че­ние надеж­но­сти энер­го­снаб­же­ния потребителей;
  • обес­пе­че­ние каче­ства их обслуживания;
  • раз­ви­тие инфра­струк­ту­ры для под­дер­жа­ния роста эко­но­ми­ки России;
  • кон­ку­рен­то­спо­соб­ные тари­фы на элек­три­че­скую энер­гию для раз­ви­тия промышленности;
  • раз­ви­тие науч­но­го и инно­ва­ци­он­но­го потен­ци­а­ла элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са, в том чис­ле в целях сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия смеж­ных отраслей;
  • при­вле­ка­тель­ный для инве­сто­ров “воз­врат на капитал”.

II. Основ­ные тен­ден­ции, опре­де­ля­ю­щие век­то­ры раз­ви­тия элек­тро­се­те­во­го комплекса

Уме­рен­ный рост спро­са на элек­три­че­скую энер­гию (до 2 про­цен­тов в год) явля­ет­ся одной из основ­ных тен­ден­ций раз­ви­тия энер­ге­ти­че­ской отрас­ли, опре­де­ля­ю­щих ход раз­ви­тия элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са. Такие тем­пы обу­слов­ле­ны посте­пен­ным повы­ше­ни­ем энер­го­эф­фек­тив­но­сти. В тече­ние бли­жай­ших 10–15 лет Рос­сии пред­сто­ит внед­рять тех­но­ло­гии, кото­рые уже исполь­зу­ют­ся в сете­вых ком­плек­сах раз­ви­тых стран. В част­но­сти, пред­сто­ит внед­рять тех­но­ло­гии “умных” элек­три­че­ских сетей, поз­во­ля­ю­щих повы­сить про­пуск­ную спо­соб­ность и ста­биль­ность энер­го­снаб­же­ния, сокра­тить поте­ри и издерж­ки на тех­ни­че­ский и ком­мер­че­ский учет у потребителя.

Спрос на элек­три­че­скую энер­гию в Рос­сии зна­чи­тель­но сме­ща­ет­ся меж­ду реги­о­на­ми и насе­лен­ны­ми пунк­та­ми. Наря­ду со сни­же­ни­ем потреб­ле­ния элек­три­че­ской энер­гии в сель­ской мест­но­сти мно­гих реги­о­нов про­ис­хо­дит его зна­чи­тель­ный рост в круп­ных горо­дах. В свою оче­редь, внут­ри горо­дов сни­же­ние элек­тро­по­треб­ле­ния в про­мыш­лен­ных зонах ком­пен­си­ру­ет­ся его ростом в рай­о­нах, где стро­ят­ся объ­ек­ты офис­ной и ком­мер­че­ской недви­жи­мо­сти или жилье. Изме­не­ние гео­гра­фии спро­са на элек­три­че­скую энер­гию созда­ет сле­ду­ю­щие проблемы:

  • потреб­ность в под­дер­жа­нии недо­за­гру­жен­ных элек­три­че­ских сетей;
  • потреб­ность в новых инве­сти­ци­ях в элек­три­че­ские сети на новых площадках;
  • повы­ше­ние тари­фа, вызы­ва­е­мое необ­хо­ди­мо­стью новых инве­сти­ций в ситу­а­ции отсут­ствия роста спро­са в целом.

Одна­ко в сме­ще­нии спро­са зало­жен потен­ци­ал сни­же­ния общих издер­жек как на локаль­ном, так и на меж­ре­ги­о­наль­ном уровне. На локаль­ном уровне это рас­шив­ка “узких мест” в реги­оне или горо­де, где сего­дня вынуж­ден­но под­дер­жи­ва­ет­ся высо­ко­за­трат­ная гене­ра­ция, путем заколь­цо­вы­ва­ния высо­ко­вольт­ных элек­три­че­ских сетей вокруг горо­да, а так­же созда­ние новых точек элек­тро­снаб­же­ния. На меж­ре­ги­о­наль­ном уровне это инфра­струк­ту­ра, объ­еди­ня­ю­щая зоны сво­бод­но­го пере­то­ка, инте­гри­ру­ю­щая энергосистему.

Отдель­ным направ­ле­ни­ем в раз­ви­тии совре­мен­ной рос­сий­ской энер­ге­ти­ки явля­ет­ся стро­и­тель­ство объ­ек­тов рас­пре­де­лен­ной гене­ра­ции. Ука­зан­ная тен­ден­ция ока­жет пози­тив­ный эффект для Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы Рос­сии в части инте­гра­ции и син­хро­ни­за­ции таких объ­ек­тов с еди­ной наци­о­наль­ной (обще­рос­сий­ской) элек­три­че­ской сетью, что поз­во­лит решить в том чис­ле сле­ду­ю­щие проблемы:

  • исклю­че­ние необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства избы­точ­ных гене­ри­ру­ю­щих мощ­но­стей (сопут­ству­ю­щей элек­тро­се­те­вой инфра­струк­ту­ры), в том чис­ле за счет бюд­жет­ных средств;
  • обес­пе­че­ние воз­мож­но­сти более гиб­ко­го регу­ли­ро­ва­ния нагру­зок в элек­три­че­ских сетях;
  • ком­пен­са­ция части сете­вых потерь;
  • реше­ние вопро­сов энер­го­снаб­же­ния в изо­ли­ро­ван­ных энергорайонах.

При этом будут обес­пе­че­ны нор­ма­тив­но-пра­во­вые и тех­ни­че­ские усло­вия для эффек­тив­ной и эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ной инте­гра­ции таких объ­ек­тов в Еди­ную энер­ге­ти­че­скую систе­му России

Отсут­ствие необ­хо­ди­мых инве­сти­ций в элек­тро­се­те­вой ком­плекс в послед­ние 20 лет при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му физи­че­ско­му и тех­но­ло­ги­че­ско­му уста­ре­ва­нию элек­три­че­ских сетей. Доля рас­пре­де­ли­тель­ных элек­три­че­ских сетей, выра­бо­тав­ших свой нор­ма­тив­ный срок, соста­ви­ла 50 про­цен­тов; 7 про­цен­тов элек­три­че­ских сетей выра­бо­та­ло 2 нор­ма­тив­ных сро­ка. Общий износ рас­пре­де­ли­тель­ных элек­три­че­ских сетей достиг 70 про­цен­тов. Износ маги­страль­ных элек­три­че­ских сетей, кото­рые экс­плу­а­ти­ру­ет откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, состав­ля­ет око­ло 50 процентов.

В целом износ элек­тро­се­те­вых акти­вов в Рос­сии зна­чи­тель­но выше, чем в дру­гих круп­ных стра­нах, где пока­за­тель изно­са состав­ля­ет 27–44 про­цен­та. К тому же совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, обес­пе­чи­ва­ю­щее высо­кую надеж­ность и сни­же­ние опе­ра­ци­он­ных затрат, пока недо­ста­точ­но широ­ко исполь­зу­ет­ся в элек­тро­се­те­вом комплексе.

III. Струк­ту­ра элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са и гра­ни­цы ответственности

Прин­ци­пы постро­е­ния струк­ту­ры элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са преду­смот­ре­ны нор­ма­тив­ны­ми доку­мен­та­ми, в первую оче­редь Стра­те­ги­ей раз­ви­тия рас­пре­де­ли­тель­но­го элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции, одоб­рен­ной в 2006 году.

В резуль­та­те реа­ли­за­ции основ­ных направ­ле­ний рефор­ми­ро­ва­ния отрас­ли сфор­ми­ро­ва­лась сле­ду­ю­щая струк­ту­ра элек­тро­се­те­во­го комплекса:

  • орга­ни­за­ция по управ­ле­нию еди­ной наци­о­наль­ной (обще­рос­сий­ской) элек­три­че­ской сетью — откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, экс­плу­а­ти­ру­ю­щее око­ло 90 про­цен­тов линий напря­же­ни­ем от 220 кВ до 750 кВ (осталь­ные 10 про­цен­тов экс­плу­а­ти­ру­ют­ся неза­ви­си­мы­ми организациями);
  • 14 меж­ре­ги­о­наль­ных рас­пре­де­ли­тель­ных сете­вых орга­ни­за­ций, экс­плу­а­ти­ру­ю­щих линии напря­же­ни­ем от 0,4 до 110 кВ и зани­ма­ю­щие око­ло 70 про­цен­тов рын­ка элек­тро­се­те­вых услуг в элек­тро­се­те­вом комплексе;
  • око­ло 3000 тер­ри­то­ри­аль­ных сете­вых орга­ни­за­ций, экс­плу­а­ти­ру­ю­щих пре­иму­ще­ствен­но линии напря­же­ни­ем от 0,4 до 10 кВ, на долю кото­рых при­хо­дит­ся око­ло 30 про­цен­тов рын­ка элек­тро­се­те­вых услуг.

Пред­по­ла­га­ет­ся сохра­не­ние суще­ству­ю­щих зон ответ­ствен­но­сти меж­ду откры­тым акци­о­нер­ным обще­ством “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, меж­ре­ги­о­наль­ны­ми сете­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми и тер­ри­то­ри­аль­ны­ми сете­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми, но при совер­шен­ство­ва­нии регу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти тер­ри­то­ри­аль­ных сете­вых организаций.

Целе­со­об­раз­но обес­пе­чить кон­со­ли­да­цию всех объ­ек­тов, вхо­дя­щих в еди­ную наци­о­наль­ную (обще­рос­сий­скую) элек­три­че­скую сеть, под управ­ле­ни­ем откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, в том чис­ле путем заклю­че­ния с ины­ми соб­ствен­ни­ка­ми объ­ек­тов еди­ной наци­о­наль­ной (обще­рос­сий­ской) элек­три­че­ской сети дого­во­ров о поряд­ке исполь­зо­ва­ния, при­об­ре­те­ния и (или) арен­ды этих объ­ек­тов. При этом такую зада­чу пла­ни­ру­ет­ся решать поэтап­но, не допус­кая соци­аль­ной напря­жен­но­сти и рез­ко­го роста тари­фов в отдель­ных регионах.

IV. Дости­же­ние основ­ных целей элек­тро­се­те­во­го комплекса

1. Дол­го­сроч­ное обес­пе­че­ние надеж­но­го, каче­ствен­но­го и доступ­но­го энер­го­снаб­же­ния потребителей

Внед­ре­ние сбо­ра дан­ных о надеж­но­сти и каче­стве электроснабжения

В насто­я­щее вре­мя целе­вые зна­че­ния пока­за­те­лей надеж­но­сти и каче­ства элек­тро­снаб­же­ния потре­би­те­лей опре­де­ля­ют­ся регу­ли­ру­ю­щи­ми орга­на­ми при уста­нов­ле­нии тари­фов на пере­да­чу элек­три­че­ской энер­гии. Эти пока­за­те­ли учи­ты­ва­ют сред­нее вре­мя пре­кра­ще­ния пода­чи элек­три­че­ской энер­гии по всем точ­кам постав­ки в регионах.

Вме­сте с тем в соот­вет­ствии с меж­ду­на­род­ны­ми стан­дар­та­ми оцен­ка надеж­но­сти сете­вых орга­ни­за­ций осу­ществ­ля­ет­ся в зави­си­мо­сти от эффек­тив­но­сти их дея­тель­но­сти для конеч­ных потребителей.

К 2017 году все элек­тро­се­те­вые орга­ни­за­ции будут обес­пе­чи­вать сбор дан­ных о надеж­но­сти и каче­стве элек­тро­снаб­же­ния, а так­же осу­ществ­лять рас­чет соот­вет­ству­ю­щих пока­за­те­лей по меж­ду­на­род­ным мето­ди­кам. Для это­го в элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ци­ях преду­смат­ри­ва­ет­ся внед­ре­ние поряд­ка уче­та дан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем средств изме­ре­ний, а так­же исполь­зо­ва­ние про­це­дур выбо­роч­но­го ауди­та и мето­дов их сопо­став­ле­ния с посту­па­ю­щи­ми жало­ба­ми потребителей.

Для рас­пре­де­ли­тель­ных сете­вых орга­ни­за­ций будет исполь­зо­ван пока­за­тель сред­не­го индек­са часто­ты пре­ры­ва­ний элек­тро­снаб­же­ния конеч­ных потре­би­те­лей в элек­тро­энер­ге­ти­че­ской систе­ме и сред­не­го индек­са дли­тель­но­сти пре­ры­ва­ний элек­тро­снаб­же­ния конеч­ных потре­би­те­лей в элек­тро­энер­ге­ти­че­ской систе­ме. Для откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы” будет при­ме­нять­ся пока­за­тель объ­е­ма недо­от­пу­щен­ной энергии.

В целях оцен­ки каче­ства предо­став­ля­е­мых услуг будет исполь­зо­ван инте­граль­ный пока­за­тель, отра­жа­ю­щий не толь­ко каче­ство услуг по пере­да­че элек­три­че­ской энер­гии, но и каче­ство обслу­жи­ва­ния потре­би­те­лей, в том чис­ле при осу­ществ­ле­нии тех­но­ло­ги­че­ско­го присоединения.

Для элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций, регу­ли­ру­ю­щих орга­нов и потре­би­те­лей ука­зан­ные пока­за­те­ли будут являть­ся основ­ны­ми для опре­де­ле­ния опти­маль­но­го балан­са меж­ду уров­нем тари­фа и уров­нем надежности.

Так­же одной из клю­че­вых задач явля­ет­ся повы­ше­ние про­зрач­но­сти инфор­ма­ции, свя­зан­ной с пока­за­те­ля­ми каче­ства энер­го­снаб­же­ния. Центр сбо­ра дан­ных, рас­че­та, оцен­ки досто­вер­но­сти и предо­став­ле­ния инфор­ма­ции, а так­же ауди­та выпол­не­ния пока­за­те­лей надеж­но­сти и каче­ства будет создан на базе спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной орга­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щей цен­тра­ли­зо­ван­ное опе­ра­тив­но-дис­пет­чер­ское управ­ле­ние в пре­де­лах Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы Рос­сии. Кро­ме того, на уровне регу­ля­то­ра будет при­ня­та мето­до­ло­гия про­ве­де­ния срав­ни­тель­но­го ана­ли­за элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций по соот­вет­ству­ю­щим пока­за­те­лям и исполь­зо­ва­ния его резуль­та­тов для уста­нов­ле­ния дан­ных пока­за­те­лей в целях тариф­но­го регу­ли­ро­ва­ния для уси­ле­ния финан­со­вой ответ­ствен­но­сти элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций за каче­ство и надеж­ность энергоснабжения.

Транс­ля­ция собран­ных дан­ных о надеж­но­сти и каче­стве энер­го­снаб­же­ния в поль­зу потре­би­те­лей и повы­ше­ние эффективности

Пока­за­те­ли каче­ства и надеж­но­сти (сред­ний индекс часто­ты пре­ры­ва­ний элек­тро­снаб­же­ния конеч­ных потре­би­те­лей в элек­тро­энер­ге­ти­че­ской систе­ме и сред­ний индекс дли­тель­но­сти пре­ры­ва­ний элек­тро­снаб­же­ния конеч­ных потре­би­те­лей в элек­тро­энер­ге­ти­че­ской систе­ме либо ана­ло­гич­ные обще­при­ня­тые в мире пока­за­те­ли) ста­нут одним из основ­ных кри­те­ри­ев при фор­ми­ро­ва­нии инве­сти­ци­он­ных и ремонт­ных про­грамм элек­тро­се­те­вых организаций.

Важ­ней­шей зада­чей отрас­ли в части повы­ше­ния надеж­но­сти и каче­ства энер­го­снаб­же­ния потре­би­те­лей явля­ет­ся обес­пе­че­ние транс­ли­ро­ва­ния эффек­та от повы­ше­ния или сни­же­ния ука­зан­ных пока­за­те­лей на кон­крет­но­го потре­би­те­ля. В обо­зри­мой пер­спек­ти­ве будет при­ня­то реше­ние о воз­мож­но­сти в слу­чае сни­же­ния кон­троль­ных зна­че­ний пока­за­те­лей надеж­но­сти энер­го­снаб­же­ния потре­би­те­лей исполь­зо­вать сред­ства от штраф­ных санк­ций, нала­га­е­мых на элек­тро­се­те­вые орга­ни­за­ции, в виде ски­док к тари­фам для кон­крет­ных потре­би­те­лей, постра­дав­ших от ука­зан­ных дей­ствий элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций. В дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве это поз­во­лит обес­пе­чить диа­лог с потре­би­те­ля­ми об их при­о­ри­те­тах — надеж­но­сти энер­го­снаб­же­ния или цены за соот­вет­ству­ю­щий уро­вень надеж­но­сти. В целом будет повы­ше­на ответ­ствен­ность сете­вых орга­ни­за­ций за соблю­де­ние тре­бо­ва­ний каче­ства и надеж­но­сти электроснабжения.

Повы­ше­ние уров­ня обслу­жи­ва­ния потребителей

В целях повы­ше­ния уров­ня обслу­жи­ва­ния потре­би­те­ли элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са под­раз­де­ля­ют­ся на теку­щих потре­би­те­лей, новых потре­би­те­лей, а так­же про­из­во­ди­те­лей элек­тро­энер­гии, жела­ю­щих выдать мощ­ность в элек­три­че­скую сеть. Цель элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са — повы­ше­ние уров­ня обслу­жи­ва­ния для каж­дой кате­го­рии потре­би­те­лей. Потре­би­те­лям будет обес­пе­чен про­стой доступ к понят­ной инфор­ма­ции на всех эта­пах обслу­жи­ва­ния, вклю­чая при­со­еди­не­ние к элек­три­че­ским сетям, опе­ра­ции с при­бо­ра­ми уче­та, опла­ту элек­тро­энер­гии и реа­ги­ро­ва­ние на ава­рий­ные ситу­а­ции. Созда­ние цен­тров инфор­ма­ции и обслу­жи­ва­ния потре­би­те­лей поз­во­лит внед­рить еди­ные стан­дар­ты обслу­жи­ва­ния потре­би­те­лей, суще­ствен­но упро­стит вза­и­мо­дей­ствие потре­би­те­лей со все­ми элек­тро­се­те­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми, но вме­сте с тем потре­бу­ет тес­ной коор­ди­на­ции уси­лий элек­тро­се­те­вых и сбы­то­вых орга­ни­за­ций. Рабо­та ука­зан­ных цен­тров будет вклю­чать в себя так­же реги­стра­цию жалоб и опе­ра­тив­ную связь с выезд­ны­ми бри­га­да­ми. Так­же будет созда­на широ­кая систе­ма инфор­ми­ро­ва­ния потре­би­те­лей посред­ством еди­но­го инфор­ма­ци­он­но­го пор­та­ла в инфор­ма­ци­он­но-теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной сети “Интер­нет”.

Кро­ме того, в целях повы­ше­ния каче­ства энер­го­снаб­же­ния будет раз­ра­бо­тан соот­вет­ству­ю­щий регла­мент син­хро­ни­за­ции дей­ствий раз­лич­ных элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций при пла­ни­ро­ва­нии сво­их ремонт­ных про­грамм. Несин­хрон­ный вывод в ремонт обо­ру­до­ва­ния раз­ных элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций не дол­жен при­во­дить к мно­го­крат­ным пла­но­вым отклю­че­ни­ям потребителей.

Для новых потре­би­те­лей будет реа­ли­зо­ван ком­плекс мер по упро­ще­нию про­це­ду­ры тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния в соот­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 30 июня 2012 г. N 1144‑р. В целом коли­че­ство эта­пов, необ­хо­ди­мых для тех­но­ло­ги­че­ско­го при­со­еди­не­ния к элек­три­че­ским сетям, к 2015 году долж­но быть сокра­ще­но с 10 до 6 и к 2018 году — до 5. В резуль­та­те Рос­сий­ская Феде­ра­ция долж­на вой­ти в два­дцат­ку стран по инди­ка­то­ру доступ­но­сти инже­нер­ной инфра­струк­ту­ры в рей­тин­ге Все­мир­но­го банка.

В целях повы­ше­ния каче­ства обслу­жи­ва­ния потре­би­те­лей к 2017 году будет нала­жен учет пока­за­те­лей, харак­те­ри­зу­ю­щих каче­ство обслу­жи­ва­ния потре­би­те­лей, будут внед­ре­ны еди­ные стан­дар­ты и орга­ни­зо­ва­ны пери­о­ди­че­ские иссле­до­ва­ния в обла­сти оцен­ки удо­вле­тво­рен­но­сти потре­би­те­лей уров­нем обслу­жи­ва­ния и каче­ством услуг элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций. Ука­зан­ная систе­ма оцен­ки будет рас­про­стра­не­на на все орга­ни­за­ции элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са, а ее резуль­та­ты будут пуб­лич­ны­ми и будут учи­ты­вать­ся при тариф­ном регу­ли­ро­ва­нии элек­тро­се­те­вых организаций.

Для повы­ше­ния каче­ства облу­жи­ва­ния гене­ри­ру­ю­щих ком­па­ний будут реа­ли­зо­ва­ны ана­ло­гич­ные дей­ствия, поз­во­ля­ю­щие про­из­во­ди­те­лям элек­тро­энер­гии вне зави­си­мо­сти от мощ­но­сти (вклю­чая малую рас­пре­де­лен­ную гене­ра­цию) под­клю­чать­ся к сете­вой инфра­струк­ту­ре. В нор­ма­тив­ной базе будут учте­ны осо­бен­но­сти при пла­ни­ро­ва­нии стро­и­тель­ства и тех­но­ло­ги­че­ском при­со­еди­не­нии таких объ­ек­тов к элек­три­че­ским сетям.

В обла­сти под­клю­че­ния круп­ной гене­ра­ции будет осу­ществ­лять­ся коор­ди­на­ция уси­лий откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Систем­ный опе­ра­тор Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы”, Мини­стер­ства энер­ге­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции и гене­ри­ру­ю­щих ком­па­ний в отно­ше­нии син­хро­ни­за­ции инве­сти­ци­он­ной про­грам­мы откры­то­го акци­о­нер­но­го обще­ства “Феде­раль­ная сете­вая ком­па­ния Еди­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы” и про­грам­мы вво­да мощностей.

Рас­ста­нов­ка при­о­ри­те­тов для инвестиций

Зна­чи­тель­ная доля уста­нов­лен­но­го обо­ру­до­ва­ния в элек­тро­се­те­вом ком­плек­се физи­че­ски и мораль­но уста­ре­ла. Сред­ний тех­ни­че­ский уро­вень уста­нов­лен­но­го под­стан­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния в рас­пре­де­ли­тель­ных элек­три­че­ских сетях по мно­гим пара­мет­рам соот­вет­ству­ет обо­ру­до­ва­нию, кото­рое экс­плу­а­ти­ро­ва­лось в тех­ни­че­ски раз­ви­тых стра­нах мира 25–30 лет назад.

В боль­шин­стве тер­ри­то­ри­аль­ных сете­вых орга­ни­за­ций 90 про­цен­тов потре­би­те­лей не име­ют аль­тер­на­тив­ной линии сред­не­го напря­же­ния, при­чем суще­ству­ют ради­аль­ные участ­ки сетей высо­ко­го и сред­не­го напря­же­ния, повре­жде­ния на кото­рых при­во­дят к мас­со­вым отклю­че­ни­ям потре­би­те­лей. Харак­тер­ной осо­бен­но­стью элек­три­че­ских сетей явля­ет­ся боль­шее, чем в зару­беж­ных стра­нах, чис­ло линий, отхо­дя­щих с одной сек­ции шин.

Состо­я­ние и надеж­ность акти­вов отрас­ли опре­де­ля­ет­ся инве­сти­ци­я­ми про­шлых лет в их заме­ну и модер­ни­за­цию. Как отме­ча­лось выше, недо­ста­точ­ность таких инве­сти­ций в Рос­сии в тече­ние послед­них 20 лет при­ве­ла к зна­чи­тель­но­му изно­су элек­три­че­ских сетей. Реше­ние этой про­бле­мы явля­ет­ся одной из основ­ных задач Стратегии.

Сни­же­ние уров­ня изно­са элек­три­че­ских сетей тре­бу­ет при­вле­че­ния зна­чи­тель­но­го объ­е­ма инве­сти­ций, повы­ше­ния эффек­тив­но­сти про­из­вод­ствен­ной и инве­сти­ци­он­ной дея­тель­но­сти сете­вых орга­ни­за­ций, совер­шен­ство­ва­ния про­цес­са пер­спек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния, а так­же созда­ния усло­вий для обес­пе­че­ния оку­па­е­мо­сти инве­сти­ций в элек­тро­се­те­вой комплекс.
В сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве уро­вень изно­са дол­жен быть сни­жен в рас­пре­де­ли­тель­ных элек­три­че­ских сетях до 50 про­цен­тов, а в маги­страль­ных элек­три­че­ских сетях — до 45 про­цен­тов. Для дости­же­ния этих пока­за­те­лей тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные вло­же­ния, частич­но учтен­ные в инве­сти­ци­он­ных про­грам­мах субъ­ек­тов электроэнергетики.

При этом суще­ству­ю­щие огра­ни­че­ния тем­пов роста конеч­ных тари­фов на элек­три­че­скую энер­гию для потре­би­те­лей накла­ды­ва­ют суще­ствен­ные огра­ни­че­ния на допу­сти­мый объ­ем инве­сти­ций в модер­ни­за­цию и рено­ва­цию элек­три­че­ских сетей, в свя­зи с чем в бли­жай­шие годы орга­ни­за­ции отрас­ли долж­ны будут сосре­до­то­чить­ся на выяв­ле­нии и замене наи­бо­лее ава­рий­но­го обо­ру­до­ва­ния и обо­ру­до­ва­ния, выход из строя кото­ро­го будет иметь наи­бо­лее тяже­лые послед­ствия. Для реше­ния этой зада­чи в 2013–2014 годах в круп­ней­ших элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ци­ях отрас­ли будет внед­ре­на про­грам­ма управ­ле­ния про­из­вод­ствен­ны­ми активами.

Кро­ме того, для уси­ле­ния коор­ди­на­ции меж­ду раз­ны­ми уров­ня­ми кон­тро­ля элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са будет раз­ра­бо­тан еди­ный тех­ни­че­ский регла­мент экс­плу­а­та­ции элек­три­че­ских сетей. В част­но­сти, для каж­до­го участ­ка элек­три­че­ской сети будут опре­де­ле­ны веро­ят­ность его отклю­че­ния (по резуль­та­там диа­гно­сти­ки, экс­перт­ной оцен­ки или сте­пе­ни изно­са) и соот­вет­ству­ю­щие послед­ствия. Такая систе­ма поз­во­лит скон­цен­три­ро­вать огра­ни­чен­ные инве­сти­ци­он­ные ресур­сы в точ­ке мак­си­маль­ной отда­чи исхо­дя из сооб­ра­же­ний надеж­но­сти. В средне- и дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве эффек­тив­ная модер­ни­за­ция ста­рых и изно­шен­ных основ­ных фон­дов в целях повы­ше­ния надеж­но­сти ста­нет цен­траль­ной зада­чей тех­ни­че­ской поли­ти­ки элек­тро­се­те­во­го комплекса.

Фор­ми­ро­ва­ние еди­ной тех­ни­че­ской политики

Для реа­ли­за­ции сто­я­щих перед элек­тро­се­те­вым ком­плек­сом задач будет сфор­ми­ро­ва­на и утвер­жде­на еди­ная тех­ни­че­ская поли­ти­ка, направ­лен­ная на раз­ви­тие элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са на осно­веп­ри­ме­не­ния совре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов, обла­да­ю­щих высо­кой надеж­но­стью, низ­ки­ми экс­плу­а­та­ци­он­ны­ми затра­та­ми, а так­же на осно­ве исполь­зо­ва­ния эффек­тив­ных систем управ­ле­ния про­цес­сом пере­да­чи и рас­пре­де­ле­ния элек­три­че­ской энер­гии. При этом будут про­во­дить­ся регу­ляр­ный ана­лиз и акту­а­ли­за­ция (не реже одно­го раза в 3 года) еди­ной тех­ни­че­ской поли­ти­ки с уче­том тем­пов тех­ни­че­ско­го про­грес­са, что­бы ее нор­мы не созда­ва­ли барье­ров для при­ме­не­ния новых, более эффек­тив­ных тех­ни­че­ских решений.

Целя­ми еди­ной тех­ни­че­ской поли­ти­ки явля­ют­ся опре­де­ле­ние основ­ных тех­ни­че­ских направ­ле­ний и уни­фи­ка­ция тех­ни­че­ских реше­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щих повы­ше­ние надеж­но­сти и эффек­тив­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са в крат­ко­сроч­ной и дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве при обес­пе­че­нии над­ле­жа­щей про­мыш­лен­ной и эко­ло­ги­че­ской безопасности.

Основ­ны­ми зада­ча­ми еди­ной тех­ни­че­ской поли­ти­ки станут:

  • пре­одо­ле­ние тен­ден­ции ста­ре­ния основ­ных фон­дов элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций за счет их модер­ни­за­ции и при­ме­не­ния инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий при рекон­струк­ции, тех­ни­че­ском пере­во­ору­же­нии и стро­и­тель­стве элек­три­че­ских сетей;
  • созда­ние систе­мы управ­ле­ния тех­ни­че­ским состо­я­ни­ем элек­три­че­ских сетей;
  • нед­ре­ние пере­до­вых тех­но­ло­гий экс­плу­а­та­ции с исполь­зо­ва­ни­ем совре­мен­ных средств диа­гно­сти­ки, мони­то­рин­га, а так­же тех­ни­че­ских и инфор­ма­ци­он­но-изме­ри­тель­ных систем;
    раз­ра­бот­ка реко­мен­да­ций по повы­ше­нию про­пуск­ной спо­соб­но­сти элек­три­че­ских сетей и сни­же­нию потерь элек­три­че­ской энергии;
  • совер­шен­ство­ва­ние нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской базы и мето­ди­че­ско­го обеспечения;
  • опре­де­ле­ние основ­ных направ­ле­ний для раз­ви­тия и пла­ни­ро­ва­ния дея­тель­но­сти науч­но-иссле­до­ва­тель­ских орга­ни­за­ций, заво­дов-изго­то­ви­те­лей элек­тро­тех­ни­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния и материалов.

Еди­ная тех­ни­че­ская поли­ти­ка будет раз­ра­ба­ты­вать­ся с уче­том необ­хо­ди­мо­сти реа­ли­за­ции схем и про­грамм пер­спек­тив­но­го раз­ви­тия элек­тро­энер­ге­ти­ки и преду­смат­ри­вать реа­ли­за­цию соот­вет­ству­ю­щих тех­ни­че­ских решений.

Фор­ми­ро­ва­ние еди­ной инно­ва­ци­он­ной политики

Элек­тро­се­те­вой ком­плекс име­ет зна­чи­тель­ный потен­ци­ал повы­ше­ния эффек­тив­но­сти, надеж­но­сти и каче­ства элек­тро­снаб­же­ния за счет внед­ре­ния совре­мен­ных инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий и пре­вра­ще­ния его в интел­лек­ту­аль­ное (актив­но-адап­тив­ное) ядро тех­но­ло­ги­че­ской инфра­струк­ту­ры элек­тро­энер­ге­ти­ки России.

Для выпол­не­ния пре­об­ра­зо­ва­ний пла­ни­ру­ет­ся сфор­ми­ро­вать и утвер­дить еди­ную инно­ва­ци­он­ную поли­ти­ку элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са, целью кото­рой ста­нет созда­ние интел­лек­ту­аль­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы с актив­но-адап­тив­ной элек­три­че­ской сетью — энер­го­си­сте­мы ново­го поко­ле­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ной на кли­ен­та и осно­ван­ной на муль­ти­а­гент­ном прин­ци­пе управ­ле­ния ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем и раз­ви­ти­ем на осно­ве мас­со­во­го сба­лан­си­ро­ван­но­го внед­ре­ния совре­мен­ных тех­но­ло­ги­че­ских средств и реше­ний в элек­тро­се­те­вой комплекс.

Основ­ны­ми зада­ча­ми еди­ной инно­ва­ци­он­ной поли­ти­ки являются:

  • созда­ние эффек­тив­ной систе­мы управ­ле­ния инно­ва­ци­он­ным раз­ви­ти­ем, исполь­зу­ю­щей потен­ци­ал синер­гии инно­ва­ци­он­ных про­цес­сов в элек­тро­се­те­вом ком­плек­се и эффект мас­шта­ба от мас­со­во­го рас­про­стра­не­ния инно­ва­ци­он­ных решений;
  • обес­пе­че­ние раци­о­наль­но­го мно­го­ас­пект­но­го выбо­ра соста­ва раз­ра­ба­ты­ва­е­мых и внед­ря­е­мых инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий и реше­ний в элек­тро­се­те­вом комплексе;
    сти­му­ли­ро­ва­ние посто­ян­но­го повы­ше­ния обра­зо­ва­тель­но­го и ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го уров­ня пер­со­на­ла, под­держ­ка его инно­ва­ци­он­ной актив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние усло­вий для раз­ви­тия новых науч­но-инже­нер­ных и мене­джер­ских ком­пе­тен­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щих эффек­тив­ное внед­ре­ние и исполь­зо­ва­ние новых тех­но­ло­гий и спо­со­бов орга­ни­за­ции деятельности;
  • сти­му­ли­ро­ва­ние раз­ви­тия ком­плекс­ной отрас­ле­вой инно­ва­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры, вклю­ча­ю­щей в себя субъ­ек­ты элек­тро­энер­ге­ти­ки, изго­то­ви­те­лей элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, ком­па­нии мало­го и сред­не­го биз­не­са, науч­ные орга­ни­за­ции, вузы, инсти­ту­ты раз­ви­тия и фонды.

2. Обес­пе­че­ние надеж­но­го и без­опас­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния элек­тро­се­те­во­го комплекса

Тех­но­ло­ги­че­ская без­опас­ность и охра­на труда

В насто­я­щее вре­мя сло­жив­ша­я­ся систе­ма нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ско­го регу­ли­ро­ва­ния в элек­тро­се­те­вом ком­плек­се, обес­пе­чи­ва­ю­щая его без­опас­ное и надеж­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние, исклю­ча­ет объ­ек­ты элек­тро­се­те­во­го хозяй­ства из сфе­ры регу­ли­ро­ва­ния зако­но­да­тель­ства о про­мыш­лен­ной безопасности.

В свя­зи с этим пред­по­ла­га­ет­ся реа­ли­зо­вать сле­ду­ю­щие меры:

уста­нов­ле­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний надеж­но­сти и без­опас­но­сти для элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са поми­мо дей­ству­ю­щих нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ских доку­мен­тов, имея в виду при­ня­тие нор­ма­тив­но­го акта, чет­ко раз­гра­ни­чи­ва­ю­ще­го кон­троль­ные и над­зор­ные функ­ции феде­раль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти в сфе­ре испол­не­ния этих требований;
изме­не­ние пра­вил охра­ны тру­да и под­хо­да к рабо­те с пер­со­на­лом в части про­из­вод­ствен­ной без­опас­но­сти, а так­же обес­пе­че­ние сбо­ра досто­вер­ной инфор­ма­ции для выяв­ле­ния слу­ча­ев нару­ше­ния пра­вил охра­ны тру­да и про­мыш­лен­ной безопасности;
пере­смотр суще­ству­ю­щих и внед­ре­ние совре­мен­ных клю­че­вых пока­за­те­лей эффек­тив­но­сти опе­ра­ци­он­ных про­цес­сов, вклю­ча­ю­щих обя­за­тель­ные меры по безопасности;
вне­се­ние изме­не­ний в Пра­ви­ла устрой­ства элек­тро­уста­но­вок и в Пра­ви­ла тех­ни­че­ской экс­плу­а­та­ции элек­три­че­ских стан­ций и сетей Рос­сий­ской Феде­ра­ции, утвер­жда­е­мых Мини­стер­ством энер­ге­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции, в части обнов­ле­ния с уче­том совре­мен­ных технологий;
обес­пе­че­ние повы­ше­ния каче­ства обра­зо­ва­ния по основ­ным про­фес­си­ям, вос­тре­бо­ван­ным в элек­тро­се­те­вом комплексе;
повы­ше­ние ответ­ствен­но­сти сотруд­ни­ков за соб­ствен­ную без­опас­ность, в осо­бен­но­сти тех сотруд­ни­ков, кото­рые выпол­ня­ют рабо­ты на элек­тро­се­те­вых объ­ек­тах, нахо­дя­щих­ся под напряжением;
про­ве­де­ние раз­ра­бот­ки новых типо­вых тех­но­ло­ги­че­ских карт выпол­не­ния работ на электроустановках.
Откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство “Рос­сий­ские сети” как круп­ней­шая и систе­мо­об­ра­зу­ю­щая груп­па ком­па­ний в отрас­ли высту­пит раз­ра­бот­чи­ком про­фес­си­о­наль­ных стан­дар­тов по клю­че­вым про­фес­си­ям, на осно­ве кото­рых будут скор­рек­ти­ро­ва­ны обра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты и учеб­ные программы.

Эко­ло­ги­че­ская безопасность

В обла­сти обес­пе­че­ния эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти в целях после­до­ва­тель­но­го огра­ни­че­ния нагруз­ки элек­тро­се­те­во­го ком­плек­са на окру­жа­ю­щую сре­ду и при­бли­же­ния к евро­пей­ским эко­ло­ги­че­ским нор­мам предполагается:

раз­ра­бо­тать и уста­но­вить эко­ло­ги­че­ские тре­бо­ва­ния к дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций элек­тро­се­те­во­го комплекса;
обес­пе­чить внед­ре­ние энер­го­эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий и совер­шен­ство­ва­ние тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, кото­рые спо­соб­ству­ют сни­же­нию вред­но­го воз­дей­ствия на окру­жа­ю­щую среду;
обес­пе­чить после­до­ва­тель­ное про­ве­де­ние при­ро­до­охран­ных мероприятий.

Ком­плекс­ная без­опас­ность (физи­че­ская охра­на, анти­тер­ро­ри­сти­че­ская защи­та, эко­но­ми­че­ская и инфор­ма­ци­он­ная безопасность)

С уче­том сохра­не­ния высо­ко­го уров­ня угроз тер­ро­ри­сти­че­ско­го харак­те­ра, непре­кра­ща­ю­щих­ся слу­ча­ев и попы­ток нане­се­ния мате­ри­аль­но­го ущер­ба и в целях уве­ли­че­ния инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти пред­по­ла­га­ет­ся совер­шен­ство­ва­ние систе­мы обес­пе­че­ния без­опас­но­сти (вклю­ча­ю­щей в том чис­ле авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную систе­му управ­ле­ния без­опас­но­стью), осно­ван­ное на прин­ци­пах тер­ри­то­ри­аль­ной рас­пре­де­лен­но­сти, защи­щен­но­сти, надеж­но­сти и эффек­тив­но­сти систе­мы управ­ле­ния без­опас­но­стью ком­па­ний отрас­ли, орга­нич­но­сти инте­гра­ции с биз­нес-про­цес­са­ми, а так­же на тес­ной вза­и­мо­свя­зи с систе­ма­ми управ­ле­ния без­опас­но­стью орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния, пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов и спе­ци­аль­ных служб.

3. Орга­ни­за­ция мак­си­маль­но эффек­тив­ной и соот­вет­ству­ю­щей миро­вым стан­дар­там сете­вой инфраструктуры

Опти­ми­за­ция про­цес­сов и систем, повы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

Опе­ра­ци­он­ные затра­ты рос­сий­ских элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций в ряде слу­ча­ев пре­вы­ша­ют сопо­ста­ви­мые пока­за­те­ли веду­щих зару­беж­ных маги­страль­ных и рас­пре­де­ли­тель­ных элек­тро­се­те­вых ком­па­ний. Пре­вы­ше­ние затрат наблю­да­ет­ся в сфе­ре экс­плу­а­та­ции и ремон­та, а так­же в сфе­ре рас­хо­дов на вспо­мо­га­тель­ные служ­бы. Источ­ни­ка­ми это­го пре­вы­ше­ния явля­ют­ся выпол­не­ние работ, не при­но­ся­щих зна­чи­тель­ной поль­зы (напри­мер, регу­ляр­ный и общий осмотр без уче­та веро­ят­но­сти и рис­ков отклю­че­ния всей сети низ­ко­го уров­ня напря­же­ния, запол­не­ние излиш­ней отчет­но­сти), избы­точ­ный состав ремонт­ных бри­гад, низ­кая эффек­тив­ность исполь­зо­ва­ния рабо­че­го вре­ме­ни бри­гад. Зна­чи­тель­ная часть этих фак­то­ров обу­слов­ле­на отрас­ле­вы­ми стан­дар­та­ми и нор­ма­тив­ны­ми требованиями.

Для сни­же­ния затрат перед элек­тро­се­те­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми ста­вят­ся зада­чи более эффек­тив­но­го опре­де­ле­ния при­о­ри­те­тов выпол­ня­е­мых работ, после­до­ва­тель­но­го повы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, опти­ми­за­ции чис­лен­но­сти работ­ни­ков с при­ме­не­ни­ем допол­ни­тель­но­го мате­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния остав­ше­го­ся пер­со­на­ла, а так­же пере­хо­да от пла­но­во-пре­ду­пре­ди­тель­ных ремон­тов к ремон­там с уче­том фак­ти­че­ско­го индек­са тех­ни­че­ско­го состо­я­ния обо­ру­до­ва­ния. На фоне внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий и обо­ру­до­ва­ния, а так­же повы­ше­ния уров­ня авто­ма­ти­за­ции серьез­ное вни­ма­ние будет уде­ле­но про­цес­су совер­шен­ство­ва­ния биз­нес-про­цес­сов, под­хо­дам к обслу­жи­ва­нию элек­тро­се­те­вых акти­вов и более эффек­тив­но­му вза­и­мо­дей­ствию под­раз­де­ле­ний внут­ри компаний.
С этой целью при эко­но­ми­че­ской целе­со­об­раз­но­сти пла­ни­ру­ет­ся про­из­ве­сти допол­ни­тель­ные инве­сти­ции в инфор­ма­ти­за­цию и авто­ма­ти­за­цию биз­нес-про­цес­сов, а так­же стан­дар­ти­зи­ро­вать основ­ные тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния (напри­мер, по ком­плек­та­ции под­стан­ций и раз­ме­ще­нию ком­по­нен­тов внут­ри них для упро­ще­ния техобслуживания).

Сни­же­ние потерь электроэнергии

Повы­ше­ние опе­ра­ци­он­ной эффек­тив­но­сти нераз­рыв­но свя­за­но с реа­ли­за­ци­ей меро­при­я­тий, направ­лен­ных на сни­же­ние потерь элек­три­че­ской энер­гии при ее пере­да­че по элек­три­че­ским сетям (с уче­том эко­но­ми­че­ской целе­со­об­раз­но­сти для потре­би­те­ля инве­сти­ций в сокра­ще­ние потерь элек­три­че­ской энергии).

Поте­ри элек­три­че­ской энер­гии в рос­сий­ских элек­тро­се­тях при ее пере­да­че и рас­пре­де­ле­нии состав­ля­ют 11 про­цен­тов полез­но­го отпус­ка, что выше ана­ло­гич­но­го пока­за­те­ля зару­беж­ных ком­па­ний, кото­рый состав­ля­ет 6–8 про­цен­тов. При этом наблю­да­ют­ся суще­ствен­ные раз­ли­чия в уровне потерь меж­ду реги­о­на­ми. Мак­си­маль­ные поте­ри отме­ча­ют­ся в реги­о­нах с высо­ким быто­вым потреб­ле­ни­ем. Напри­мер, поте­ри в рас­пре­де­ли­тель­ных элек­три­че­ских сетях Твер­ской и Смо­лен­ской обла­стей нахо­дят­ся на уровне 15–18 про­цен­тов, а в реги­о­нах Север­но­го Кав­ка­за дости­га­ют 30–40 процентов.

Высо­кий уро­вень потерь элек­тро­энер­гии в первую оче­редь обу­слов­лен нали­чи­ем ком­мер­че­ских потерь, высо­ким изно­сом элек­тро­се­те­во­го хозяй­ства и неопти­маль­ны­ми режи­ма­ми рабо­ты элек­три­че­ских сетей. Основ­ны­ми при­чи­на­ми ком­мер­че­ских потерь явля­ют­ся низ­кий уро­вень осна­щен­но­сти при­бо­ра­ми уче­та, их тех­ни­че­ское и мораль­ное уста­ре­ва­ние, что не поз­во­ля­ет вести досто­вер­ный учет элек­тро­энер­гии, а так­же неуре­гу­ли­ро­ван­ность вопро­сов орга­ни­за­ции ком­мер­че­ско­го уче­та элек­тро­энер­гии на роз­нич­ном рын­ке электроэнергии.

Для обес­пе­че­ния досто­вер­но­го уче­та элек­три­че­ской энер­гии к 2017 году пред­по­ла­га­ет­ся реа­ли­зо­вать сле­ду­ю­щие задачи:

  • изме­не­ние прин­ци­па орга­ни­за­ции уче­та элек­три­че­ской энер­гии на роз­нич­ном рын­ке, в соот­вет­ствии с кото­рым вся ответ­ствен­ность за уста­нов­ку, экс­плу­а­та­цию и осу­ществ­ле­ние уче­та элек­тро­энер­гии будет пере­не­се­на с потре­би­те­ля на элек­тро­се­те­вые орга­ни­за­ции. При этом субъ­ек­там рын­ка и потре­би­те­лям дол­жен быть предо­став­лен недис­кри­ми­на­ци­он­ный доступ к дан­ным уче­та электроэнергии;
  • модер­ни­за­ция суще­ству­ю­ще­го пар­ка при­бо­ров уче­та элек­тро­энер­гии, в первую оче­редь на участ­ках с наи­боль­ши­ми поте­ря­ми электроэнергии;
  • нор­ма­тив­ное совер­шен­ство­ва­ние про­цес­са ком­мер­че­ско­го уче­та элек­тро­энер­гии на роз­нич­ном рын­ке элек­тро­энер­гии и уси­ле­ние ответ­ствен­но­сти за безу­чет­ное и без­до­го­вор­ное потреб­ле­ние элек­три­че­ской энергии;
  • созда­ние для элек­тро­се­те­вых орга­ни­за­ций сти­му­лов к сни­же­нию потерь элек­тро­энер­гии путем внед­ре­ния поряд­ка нор­ми­ро­ва­ния потерь для тариф­но­го регу­ли­ро­ва­ния на осно­ве срав­ни­тель­но­го анализа