Пра­во­вые осно­ва­ния про­ве­де­ния энергосбережения:

- Феде­раль­ный закон от 23 нояб­ря 2009 года № 261-ФЗ «Об энер­го­сбе­ре­же­нии и повы­ше­нии энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и о вне­се­нии изме­не­ний в отдель­ные зако­но­да­тель­ные акты Рос­сий­ской Феде­ра­ции» (в ред. Феде­раль­ных зако­нов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 10.07.2012 N 109-ФЗ).

  • Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О тре­бо­ва­ни­ях к реги­о­наль­ным и муни­ци­паль­ным про­грам­мам в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности».
  • При­каз Мини­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утвер­жде­нии при­мер­но­го переч­ня меро­при­я­тий в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, кото­рый может быть исполь­зо­ван в целях раз­ра­бот­ки реги­о­наль­ных, муни­ци­паль­ных про­грамм в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности».
  • Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 01.12.2009 № 1830‑р «План меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в Рос­сий­ской Феде­ра­ции, направ­лен­ных на реа­ли­за­цию феде­раль­но­го зако­на “Об энер­го­сбе­ре­же­нии и о повы­ше­нии энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и о вне­се­нии изме­не­ний в отдель­ные зако­но­да­тель­ные акты рос­сий­ской федерации».
  • При­каз Мини­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ от 24 октяб­ря 2011 г. № 591 «О поряд­ке опре­де­ле­ния объ­е­мов сни­же­ния потреб­ля­е­мых госу­дар­ствен­ным  учре­жде­ни­ем ресур­сов в сопо­ста­ви­мых условиях».
  • Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 27 декаб­ря 2010 г. № 2446‑р Госу­дар­ствен­ная про­грам­ма Рос­сий­ской Феде­ра­ции «Энер­го­сбе­ре­же­ние и повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти на пери­од до 2020 года».

Цели:

Дости­же­ние целе­вых пока­за­те­лей энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, уста­нов­лен­ных Феде­раль­ным зако­ном Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 23 нояб­ря 2009 г. № 261-ФЗ «Об энер­го­сбе­ре­же­нии и о повы­ше­нии энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и о вне­се­нии изме­не­ний в отдель­ные зако­но­да­тель­ные акты Рос­сий­ской Федерации».

Повы­ше­ние эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и воды, с целью сни­же­ния себе­сто­и­мо­сти услуг, предо­став­ля­е­мых потре­би­те­лям. Обес­пе­че­ние систем­но­сти и ком­плекс­но­сти при про­ве­де­нии меро­при­я­тий по энергосбережению.

Основ­ные задачи:

  • реа­ли­за­ция орга­ни­за­ци­он­ных меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффективности;
  • повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы теплоснабжения;
  • повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы электроснабжения;
  • повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы водо­снаб­же­ния и водоотведения;
  • внед­ре­ние новых энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий, обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов на пред­при­я­тии и в учреждении;
  • сни­же­ние потерь в сетях электро‑, теп­ло- и водоснабжения;
  • созда­ние усло­вий для при­вле­че­ния инве­сти­ций в целях внед­ре­ния энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий, в том чис­ле и на рын­ке энер­го­сер­вис­ных услуг;
  • обнов­ле­ние основ­ных про­из­вод­ствен­ных фон­дов эко­но­ми­ки на базе новых энер­го- и ресур­со­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий и обо­ру­до­ва­ния, авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем и информатики.

Основ­ные целе­вые индикаторы:

Целе­вы­ми инди­ка­то­ра­ми для оцен­ки эффек­тив­но­сти потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и воды являются:

  • объ­е­мы потреб­ле­ния ЭЭ, кВт*ч;
  • объ­е­мы потреб­ле­ния ТЭ, Гкал;
  • объ­е­мы потреб­ле­ния при­род­но­го газа, м3;
  • объ­е­мы потреб­ле­ния твер­до­го и жид­ко­го печ­но­го топ­ли­ва, тонн;
  • объ­е­мы потреб­ле­ния воды, м3;
  • объ­е­мы потреб­ле­ния мотор­но­го топ­ли­ва, л;
  • коли­че­ство вво­дов ЭЭ, все­го, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ЭЭ, осна­щен­ных при­бо­ра­ми уче­та, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ТЭ, все­го, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ТЭ, осна­щен­ных при­бо­ра­ми уче­та, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ГВС, все­го, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ГВС, осна­щен­ных при­бо­ра­ми уче­та, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ХВС, все­го, шт;
  • коли­че­ство вво­дов ХВС, осна­щен­ных при­бо­ра­ми уче­та, шт;
  • чис­лен­ность сотруд­ни­ков, чел;
  • общая пло­щадь зда­ний и соору­же­ний, м2.

Основ­ные целе­вые показатели:

Целе­вы­ми пока­за­те­ля­ми энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным зако­ном Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 23 нояб­ря 2009 г. № 261-ФЗ и При­ка­за Минэко­но­мраз­ви­тия РФ от 24 октяб­ря 2011 года №591 явля­ют­ся пока­за­те­ли, харак­те­ри­зу­ю­щие сни­же­ние объ­е­ма потреб­ле­ния ресур­сов в сопо­ста­ви­мых усло­ви­ях и в нату­раль­ном выражении:

  1. сни­же­ние потреб­ле­ния элек­три­че­ской энер­гии в нату­раль­ном выра­же­нии (тыс. кВт·ч);
  2. сни­же­ние потреб­ле­ния теп­ло­вой энер­гии в нату­раль­ном выра­же­нии (Гкал);
  3. сни­же­ние потреб­ле­ния твер­до­го и жид­ко­го печ­но­го топ­ли­ва в нату­раль­ном выра­же­нии (тонн);
  4. сни­же­ние потреб­ле­ния воды в нату­раль­ном выра­же­нии (м3);
  5. сни­же­ние потреб­ле­ния мотор­но­го топ­ли­ва в нату­раль­ном выра­же­нии (л);
  6. осна­щен­ность при­бо­ра­ми уче­та (ПУ) каж­до­го вида потреб­ля­е­мо­го энер­ге­ти­че­ско­го ресур­са, % от обще­го чис­ла зданий.

Соглас­но Ста­тье 24 части 1 Феде­раль­но­го зако­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 23 нояб­ря 2009 г. № 261- ФЗ, необ­хо­ди­мо обес­пе­чить дости­же­ние целе­вых пока­за­те­лей (пп. 1–6) в раз­ме­ре 3% еже­год­но (Начи­ная с 1 янва­ря 2010 года госу­дар­ствен­ное  учре­жде­ние обя­за­но обес­пе­чить сни­же­ние в сопо­ста­ви­мых усло­ви­ях объ­е­ма потреб­лен­ных им воды, дизель­но­го и ино­го топ­ли­ва, мазу­та, при­род­но­го газа, теп­ло­вой энер­гии, элек­три­че­ской энер­гии, угля в тече­ние пяти лет не менее чем на пят­на­дцать про­цен­тов от объ­е­ма фак­ти­че­ски потреб­лен­но­го им в 2009 году каж­до­го из ука­зан­ных ресур­сов с еже­год­ным сни­же­ни­ем тако­го объ­е­ма не менее чем на три процента).

Соглас­но Ста­тье 13 Феде­раль­но­го зако­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 23 нояб­ря 2009 г. № 261- ФЗ, необ­хо­ди­мо обес­пе­чить дости­же­ние целе­во­го пока­за­те­лей (п. 7) в раз­ме­ре 100% до 2012 года.

Кро­ме того, соглас­но нор­ма­тив­ным актам Рос­сий­ской Феде­ра­ции, целе­вы­ми пока­за­те­ля­ми энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти являются:

  • удель­ное потреб­ле­ние холод­ной воды, к штат­ной чис­лен­но­сти сотруд­ни­ков, куб.м/чел*год;
  • удель­ное потреб­ле­ние элек­тро­энер­гии, к штат­ной чис­лен­но­сти сотруд­ни­ков, кВт*ч/чел*год;
  • удель­ный рас­ход теп­ло­вой энер­гии на отоп­ле­ние и вен­ти­ля­цию зда­ний за ото­пи­тель­ный пери­од, Гкал/кв.м в год.

Пере­чень основ­ных раз­де­лов про­грам­мы энергосбережения:

Пас­порт про­грам­мы, Вве­де­ние, Тер­ми­ны и определения

Цели и зада­чи программы

Крат­кая харак­те­ри­сти­ка объ­ек­та. Ана­лиз потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов за пред­ше­ству­ю­щий и теку­щий период.

Зна­че­ния целе­вых пока­за­те­лей, дости­же­ние кото­рых обя­за­тель­но для  пред­при­я­тий с госу­дар­ствен­ным уча­сти­ем  в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми зако­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Федерации.

План меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­го­эф­фек­тив­но­сти, направ­лен­ный на дости­же­ние зна­че­ний целе­вых показателей.

Зна­че­ния целе­вых инди­ка­то­ров и пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти по ито­гам реа­ли­за­ции насто­я­щей программы

Систе­ма мони­то­рин­га, управ­ле­ния и кон­тро­ля  за ходом выпол­не­ния программы

Ожи­да­е­мые результаты

Тер­ми­ны и определения.

Энер­ге­ти­че­ский ресурс — носи­тель энер­гии, энер­гия кото­ро­го исполь­зу­ет­ся или может быть исполь­зо­ва­на при осу­ществ­ле­нии хозяй­ствен­ной и иной дея­тель­но­сти, а так­же вид энер­гии (атом­ная, теп­ло­вая, элек­три­че­ская, элек­тро­маг­нит­ная энер­гия или дру­гой вид энергии);

Энер­го­сбе­ре­же­ние — реа­ли­за­ция орга­ни­за­ци­он­ных, пра­во­вых, тех­ни­че­ских, науч­ных, про­из­вод­ствен­ных, тех­но­ло­ги­че­ских, эко­но­ми­че­ских и иных мер, направ­лен­ных на:

-  эффек­тив­ное (раци­о­наль­ное) исполь­зо­ва­ние (и эко­ном­ное рас­хо­до­ва­ние) топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и на вовле­че­ние в хозяй­ствен­ный обо­рот воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков энергии;

-  умень­ше­ние объ­е­ма исполь­зу­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресур­сов при сохра­не­нии соот­вет­ству­ю­ще­го полез­но­го эффек­та от их исполь­зо­ва­ния (в том чис­ле объ­е­ма про­из­ве­ден­ной про­дук­ции, выпол­нен­ных работ, ока­зан­ных услуг) ;

В насто­я­щее вре­мя наи­бо­лее насущ­ным явля­ет­ся быто­вое энер­го­сбе­ре­же­ние (энер­го­сбе­ре­же­ние в быту), а так­же энер­го­сбе­ре­же­ние в сфе­ре ЖКХ. Пре­пят­стви­ем к его осу­ществ­ле­нию явля­ет­ся сдер­жи­ва­ние роста тари­фов для насе­ле­ния на отдель­ные виды ресур­сов (элек­тро­энер­гия и др.), отсут­ствие средств у пред­при­я­тий ЖКХ на реа­ли­за­цию энер­го­сбе­ре­га­ю­щих про­грамм, прак­ти­че­ски пол­ное отсут­ствие  рас­че­тов по инди­ви­ду­аль­ным при­бо­рам учё­та и при­ме­не­ние нор­ма­ти­вов, а так­же отсут­ствие мас­со­вой быто­вой куль­ту­ры энергосбережения;

Энер­ге­ти­че­ская эффек­тив­ность — харак­те­ри­сти­ки, отра­жа­ю­щие отно­ше­ние полез­но­го эффек­та от исполь­зо­ва­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов к затра­там энер­ге­ти­че­ских ресур­сов, про­из­ве­ден­ным в целях полу­че­ния тако­го эффек­та, при­ме­ни­тель­но к про­дук­ции, тех­но­ло­ги­че­ско­му про­цес­су, юри­ди­че­ско­му лицу, инди­ви­ду­аль­но­му предпринимателю;

Энер­ге­ти­че­ское обсле­до­ва­ние — сбор и обра­бот­ка инфор­ма­ции об исполь­зо­ва­нии энер­ге­ти­че­ских ресур­сов в целях полу­че­ния досто­вер­ной инфор­ма­ции об объ­е­ме исполь­зу­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресур­сов, о пока­за­те­лях энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, выяв­ле­ния воз­мож­но­стей энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти с отра­же­ни­ем полу­чен­ных резуль­та­тов в энер­ге­ти­че­ском паспорте;

Целе­вой пока­за­тель — абсо­лют­ная или отно­си­тель­ная вели­чи­на пока­за­те­ля, харак­те­ри­зу­ю­ще­го дея­тель­ность хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов по реа­ли­за­ции мер, направ­лен­ных на эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ских ресур­сов (далее – ТЭР), отно­си­тель­но уста­нов­лен­ной регла­мен­ти­ру­ю­щи­ми документами;

Потен­ци­ал энер­го­сбе­ре­же­ния – физи­че­ская вели­чи­на пока­за­те­ля, харак­те­ри­зу­ю­ще­го воз­мож­ность повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти путем опти­ми­за­ции исполь­зо­ва­ния ТЭР. Потен­ци­ал может быть назна­чен­ным (уста­нов­лен­ный регла­мен­ти­ру­ю­щим доку­мен­том), нор­ма­тив­ным (при усло­вии при­ве­де­ния пока­за­те­лей рабо­ты всех систем к нор­ма­тив­ным зна­че­ни­ям), рас­чет­ным (при про­ве­де­нии модер­ни­за­ции и внед­ре­нии инно­ва­ци­он­ных технологий);

Эко­но­ми­че­ская эффек­тив­ность меро­при­я­тия по энер­го­сбе­ре­же­нию — систе­ма сто­и­мост­ных пока­за­те­лей, отра­жа­ю­щих при­быль­ность (рен­та­бель­ность) меро­при­я­тий по энергосбережению;

Энер­го­ём­кость про­дук­ции – цено­вая состав­ля­ю­щая потреб­лен­ной энер­гии в себе­сто­и­мо­сти про­из­ве­ден­ной продукции;

Услов­ное топ­ли­во — услов­но-нату­раль­ная еди­ни­ца изме­ре­ния коли­че­ства топ­ли­ва, при­ме­ня­е­мая для соиз­ме­ре­ния топ­ли­ва раз­ных видов с помо­щью кало­рий­но­го коэф­фи­ци­ен­та, рав­но­го отно­ше­нию теп­ло­со­дер­жа­ния 1 кг топ­ли­ва дан­но­го вида к теп­ло­со­дер­жа­нию 1 кг услов­но­го топ­ли­ва (7000 ккал/кг);

Топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ский баланс – систе­ма пол­но­го коли­че­ствен­но­го сопо­став­ле­ния при­хо­да и рас­хо­да ТЭР (вклю­чая поте­ри и остат­ки топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ских ресур­сов хозяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та за выбран­ный интер­вал времени)