Общие положения
Настоящие методические рекомендации определяют рекомендуемые структуру и порядок разработки программ государственных (муниципальных) учреждений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — Программы).
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №261-ФЗ);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. N 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
нормативными правовыми актами Ленинградской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в определениях, приведенных в Федеральном законе №261-ФЗ, федеральном законе от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и федеральном законе от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
- Требования законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в отношении государственных (муниципальных) учреждений
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения (далее — Учреждения) обязаны:
- обеспечить ежегодное снижение объема потребленных ими энергоресурсов не менее чем на 3% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого энергоресурса — начиная с 2010 года;
- провести обязательное энергетическое обследование – до 31 декабря 2012 года;
- прекратить размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных нужд – начиная с 1 января 2011 года;
- произвести оснащение зданий, строений, сооружений, используемых для размещения Учреждений, приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию – до 1 января 2011 года;
- в случае если расходы на покупку энергетических ресурсов для Учреждения превышают десять миллионов рублей в год, назначить уполномоченное лицо из числа работников, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению;
- обеспечить реализацию иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3. Организация разработки, согласования и утверждения Программы
Учреждение должно разрабатывать Программу самостоятельно или с привлечением специализированных научно-исследовательских и консалтинговых организаций, имеющих опыт разработки программ или ведущих исследования по заданной тематике. Необходимость такого участия должна быть дополнительно обоснована.
Сформированная Программа государственного (муниципального) Учреждения направляется в орган исполнительной власти Ленинградской области (структурное подразделение органа местного самоуправления), курирующий деятельность данного Учреждения с целью согласования объёмов финансирования и последующего утверждения.
Программа подлежит ежегодной корректировке в сроки, позволяющие своевременно вносить изменения в бюджет Ленинградской области (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.
- Требования к программам Учреждений
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ организациями с участием государства или муниципального образования являются юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей, в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона №261-ФЗ.
Таким образом, Учреждения должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые должны содержать:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Вместе с тем, при разработке Программы необходимо учитывать также требования Методических рекомендаций.
- Алгоритм формирования программы Учреждения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Процесс разработки Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно представить в виде четырех основных этапов.
1 этап. В случае если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы необходимо самостоятельно собрать следующую базовую информацию об объекте обследования:
1) общие аналитические материалы:
- стратегия, программа, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
- стратегия, программа, прогноз развития Учреждения;
- особенности географического положения и природно-климатических условий, определяющие наиболее существенные факторы, которые влияют на потребление энергетических ресурсов Учреждения;
- региональная (муниципальная) нормативно-правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе региональную (муниципальную) программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- аналитические справки по динамике и структуре цен (тарифов) на энергетические ресурсы и услуги организаций коммунального комплекса, прогнозы их роста (изменения).
2) исходные (базовые) статистические данные Учреждения:
- основные характеристики состояния и параметров зданий, строений, сооружений Учреждения;
- объем потребления энергетических ресурсов (по каждому виду) за последние 4–5 лет;
- существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло‑, газо‑, электро‑, водоснабжение и водоотведение);
- оснащенность приборами учета энергетических ресурсов;
- сведения о наличии собственных (автономных) источников энергоснабжения, их технические характеристики и состояние;
- сведения об энергопотребляющем оборудовании.
Дополнительным источником информации также могут служить топливно-энергетические балансы Учреждения (в случае их наличия).
2 этап. Оформление Программы, начиная с паспорта программы.
3 этап. Выполняются энергетические обследования зданий и сооружений. Основными целями энергетического обследования являются:
- получение объективных данных об объёме используемых энергетических ресурсов;
- определение показателей энергетической эффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимости оценки.
Энергетическое обследование Учреждения включает в себя комплексный анализ исходной ситуации по потреблению энергетических ресурсов, эффективности их использования, выявление потенциала энергосбережения.
Помимо энергетического паспорта по результатам энергетического обследования должен быть разработан перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
4 этап. Выполняется корректировка программы с учётом результатов энергетического обследования. Производится расчет удельных показателей потребления энергетических ресурсов, свод данных планируемых капитальных вложений, потенциальной экономии по всем запланированным мероприятиям, расчёт эффективности от реализации программы по всем мероприятиям.
- Разработка структуры и содержания Программы
- Структура Программы
Рекомендуемая структура Программы состоит из следующих разделов:
- паспорт программы;
- анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- цели и задачи программы;
- сроки и этапы реализации программы;
- мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности Учреждения;
- целевые показатели Программы;
- объем и источники финансирования;
- ожидаемые результаты.
В Программу могут быть включены и иные разделы, в том числе введение и механизм реализации Программы.
- Паспорт Программы
Паспорт Программы представляет собой краткое и четкое изложение основных характеристик программы. В паспорте приводятся сведения об исполнителях, заказчике, основаниях для разработки, источниках финансирования и периоде, на который принимается Программа. Полезно обозначить цель, ключевые установки, основные пути и средства реализации, а также количество принятых в программу проектов, их объемы, сроки, достигаемые в результате реализации, социальные, экономические, и экологические эффекты.
В паспорте Программы должно быть указано:
- наименование Программы,
- основание для разработки,
- заказчик Программы,
- разработчик (основные разработчики) Программы,
- исполнители Программы,
- цели и задачи Программы,
- сроки и этапы реализации Программы,
- перечень мероприятий Программы,
- объемы и источники финансирования,
- основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Рекомендуемая форма паспорта Программы представлена в Приложении № 1.
- Анализ текущего состояния энергосбережения в Учреждении
В разделе необходимо дать описание и оценку сложившейся ситуации в Учреждении, отразить сведения об энергопотреблении Учреждения, а также иные показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
потребление каждого энергетического ресурса (динамика потребления за последние 4–5 лет);
количество вводов и оснащенность приборами учета энергетических ресурсов (по каждому виду энергетических ресурсов);
поставщики энергетических ресурсов и цены (тарифы) на используемые энергетические ресурсы;
существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло‑, газо‑, электро‑, водоснабжение);
если имеется собственный источник энергоснабжения (котельная, мини-ТЭЦ, иной источник), то необходимо указать его общие технические характеристики (вид топлива, мощность, годовая выработка, дата ввода в эксплуатацию, год последнего капитального ремонта, оснащенность приборами учета вырабатываемых / потребляемых энергетических ресурсов);
сведения о зданиях, строениях, сооружениях или помещениях, принадлежащих Учреждению, закрепленными за ними в оперативном управлении, аренде, в том числе – общая площадь помещений, отапливаемая площадь, техническое состояние (фактический и физический износ), дата последнего и планируемого капительного ремонта, характеристика ограждающих конструкций, окон, оснащенность энергосберегающими лампами систем внутреннего и наружного освещения (при наличии), а также системами автоматического регулирования и диспетчеризации;
наличие обученных и ответственных сотрудников в области энергосбережения (в отношении ответственного лица необходимо указать номер и дату приказа о его назначении);
среднесписочная численность сотрудников (согласно штатному расписанию).
Здесь же отражаются основные причины (проблемы), повлекшие нерациональное использование энергетических ресурсов и общий потенциал энергосбережения Учреждения.
- Цели и задачи Программы
Данный раздел должен содержать развернутые формулировки целей и задач Программы с указанием целевых показателей, позволяющих оценить ход реализации Программы.
Основными целями Программы могут быть:
- обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- снижение в сопоставимых условиях объема потребленных бюджетным учреждением воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, начиная с 1 января 2010 г., в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента;
- иные цели, на достижение которых может быть направлена Программа, по усмотрению заказчика Программы.
К основным задачам Программы следует отнести следующие:
- реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- повышение эффективности системы теплоснабжения;
- повышение эффективности системы электроснабжения;
- повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения;
- повышение эффективности использования моторного топлива;
- иные задачи.
- Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы должен быть определен исходя из необходимого времени, в течение которого есть реальная возможность осуществить предусмотренные Программой мероприятия, решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
При необходимости срок может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых соответствует решению какой-либо определенной задачи. В этом случае необходимо описать каждый этап в отдельности, с указанием основных мероприятий и объемами их финансирования (в том числе по источникам финансирования).
При определении сроков и этапов Программы необходимо учитывать сроки и этапы региональной (муниципальной) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иные целевые программы, которые реализуются на объектах организации. Как правило, разрабатываемые в настоящее время региональные (муниципальные) целевые программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются долгосрочными и включают в себя несколько этапов. Разбивка на эти этапы предусматривается с учетом наиболее эффективного использования средств, заложенных на реализацию программы, с группировкой мероприятий по срокам окупаемости и типу. При такой разбивке также учитываются сроки реализации отдельных мероприятий, установленные Законом № 261-ФЗ.
Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйствующих субъектов необходимо разрабатывать на период не менее 3 лет.
- Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности Учреждения
Мероприятия с наименьшим сроком окупаемости, а также организационные мероприятия рекомендуется проводить в первую очередь. Планирование и внедрение мероприятий по годам осуществляется таким образом, чтобы экономический эффект от их внедрения был выше индикаторов на эти годы.
Решение о включении того или иного мероприятия в Программу принимаются на основании его энергетической и экономической эффективности.
Мероприятия по модернизации оборудования и внедрению инноваций включаются в Программу с 2013 года или ранее по мере проведения энергетического обcледования.
При разработке Программы и планировании мероприятий Программы следует воспользоваться перечнем мероприятий по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций, приведенным в приказе Минэкономразвития РФ от 17 февраля 2010 года №61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Организационные мероприятия по энергосбережению в Учреждениях и повышению энергетической эффективности этих Учреждений:
а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям с участием государства или муниципального образования (далее — здания, строения, сооружения), сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению;
б) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в Учреждениях и повышению энергетической эффективности этих Учреждений:
а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
в) перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;
г) автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;
д) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
е) восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
ж) проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;
з) установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
и) замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;
к) повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;
л) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
м) внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;
н) внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;
о) внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений.
- Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевые показатели рассчитываются в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 07.06.2010 г. № 273 «Об утверждении методики расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» по годам на период действия Программы. Целевые показатели, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.
Корректировка планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программы проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться, в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов Учреждения, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности работников.
Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком Программы. Все полученные значения согласовываются с органом исполнительной власти Ленинградской области или органом местного самоуправления, курирующим Учреждение.
Целевые показатели реализации Программы должны быть представлены в виде таблицы (по форме согласно приложению №3 к Методическим рекомендациям), содержащей наименование целевых показателей, единицы измерения, а также значения целевых показателей по годам (кварталам) реализации Программы.
При разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных (муниципальных) учреждений следует ориентироваться на пункт 3 перечня целевых показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», а также методику расчета значений целевых показателей, утвержденную приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июля 2010 г. № 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий):
экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия воды в натуральном и стоимостном выражении;
экономия природного газа в натуральном и стоимостном выражении.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе:
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
изменение отношения удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение отношения удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
изменение отношения удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) бюджетными учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий);
динамика расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий);
число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных государственными, муниципальными заказчиками;
доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных, муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (в стоимостном выражении);
Расчеты целевых показателей вести для соответствующего Учреждения.
- Объем и источники финансирования
В данном разделе описывается общий объем финансирования Программы, в том числе по годам (этапам), с указанием источников финансирования (областной бюджет, местные бюджеты, собственные средства Учреждений, прочие источники).
Финансовые показатели указываются по каждому году реализации Программы в сопоставимых ценах года начала реализации Программы.
- Ожидаемые результаты Программы
В данном разделе должен быть представлен расчет эффективности реализации Программы с обоснованием полученных значений.
Эффективность – категория, характеризуемая системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам соответствующего учреждения.
Целесообразно выделить следующие результаты, на достижение которых должна быть направлена реализация Программы:
экономия энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;
сокращение удельного потребления энергетических ресурсов;
обеспечение приборами учета по всем видам энергетических ресурсов;
сокращение расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг;
иные результаты.
Эффективность реализации Программы оценивается как соотношение ее результатов и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов, определяется по формуле:
Э = Р / З,
где:
Э — эффективность программы;
Р — результаты, выраженные в денежных показателях (при оценке сравнительной эффективности допустимо использование натуральных показателей);
З — затраты на реализацию программы с учетом всех источников финансирования.
- Механизм реализации Программы
Данный раздел включает в себя описание механизма взаимодействия участников и исполнителей Программы, методическое, информационное обеспечение реализации Программы, порядок осуществления мониторинга реализации Программы, а также порядок предоставления отчетности в вышестоящие организации и органы власти (при необходимости).
Механизм реализации Программы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых результатов.
Примером механизма реализации Программы является энергосервисный контракт – договор на внедрение энергосберегающих технологий. Требования к условиям контракта на энергосервис установлены постановлением правительства РФ от 18 августа 2010 года №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».