Общие поло­же­ния

Насто­я­щие мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции опре­де­ля­ют реко­мен­ду­е­мые струк­ту­ру и поря­док раз­ра­бот­ки про­грамм госу­дар­ствен­ных (муни­ци­паль­ных) учре­жде­ний в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти (далее — Программы).

Насто­я­щие мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции раз­ра­бо­та­ны в соот­вет­ствии с:

Феде­раль­ным зако­ном от 23 нояб­ря 2009 года №261-ФЗ «Об энер­го­сбе­ре­же­нии и повы­ше­нии энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и о вне­се­нии изме­не­ний в отдель­ные зако­но­да­тель­ные акты Рос­сий­ской Феде­ра­ции» (далее – Феде­раль­ный закон №261-ФЗ);

поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 31.12.2009 г. № 1225 «О тре­бо­ва­ни­ях к реги­о­наль­ным и муни­ци­паль­ным про­грам­мам в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности»;

при­ка­зом Мини­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ от 17 фев­ра­ля 2010 г. N 61 «Об утвер­жде­нии при­мер­но­го переч­ня меро­при­я­тий в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, кото­рый может быть исполь­зо­ван в целях раз­ра­бот­ки реги­о­наль­ных, муни­ци­паль­ных про­грамм в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности»;

нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми Ленин­град­ской обла­сти в сфе­ре энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности.

  1. Основ­ные понятия

Основ­ные поня­тия, исполь­зу­е­мые в насто­я­щих Мето­ди­че­ских реко­мен­да­ци­ях, при­ме­ня­ют­ся в опре­де­ле­ни­ях, при­ве­ден­ных в Феде­раль­ном законе №261-ФЗ, феде­раль­ном законе от 26 мар­та 2003 года  № 35-ФЗ  «Об элек­тро­энер­ге­ти­ке» и феде­раль­ном законе от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».

  1. Тре­бо­ва­ния зако­но­да­тель­ства об энер­го­сбе­ре­же­нии и повы­ше­нии энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в отно­ше­нии госу­дар­ствен­ных (муни­ци­паль­ных) учреждений

В соот­вет­ствии с Феде­раль­ным зако­ном №261-ФЗ госу­дар­ствен­ные (муни­ци­паль­ные) учре­жде­ния (далее — Учре­жде­ния) обязаны:

- обес­пе­чить еже­год­ное сни­же­ние объ­е­ма потреб­лен­ных ими энер­го­ре­сур­сов не менее чем на 3% от объ­е­ма фак­ти­че­ски потреб­лен­но­го им в 2009 году каж­до­го энер­го­ре­сур­са — начи­ная с 2010 года;

- про­ве­сти обя­за­тель­ное энер­ге­ти­че­ское обсле­до­ва­ние – до 31 декаб­ря 2012 года;

- пре­кра­тить раз­ме­ще­ние зака­зов на постав­ки элек­три­че­ских ламп нака­ли­ва­ния для госу­дар­ствен­ных нужд – начи­ная с 1 янва­ря 2011 года;

- про­из­ве­сти осна­ще­ние зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний, исполь­зу­е­мых для раз­ме­ще­ния Учре­жде­ний, при­бо­ра­ми уче­та исполь­зу­е­мых энер­го­ре­сур­сов, а так­же ввод уста­нов­лен­ных при­бо­ров уче­та в экс­плу­а­та­цию – до 1 янва­ря 2011 года;

- в слу­чае если рас­хо­ды на покуп­ку энер­ге­ти­че­ских ресур­сов для Учре­жде­ния пре­вы­ша­ют десять мил­ли­о­нов руб­лей в год, назна­чить упол­но­мо­чен­ное лицо из чис­ла работ­ни­ков, ответ­ствен­ное за про­ве­де­ние меро­при­я­тий по энергосбережению;

- обес­пе­чить реа­ли­за­цию иных меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффективности.

3.     Орга­ни­за­ция раз­ра­бот­ки, согла­со­ва­ния и утвер­жде­ния Программы

Учре­жде­ние долж­но раз­ра­ба­ты­вать Про­грам­му само­сто­я­тель­но или с при­вле­че­ни­ем спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных науч­но-иссле­до­ва­тель­ских и кон­сал­тин­го­вых орга­ни­за­ций, име­ю­щих опыт раз­ра­бот­ки про­грамм или веду­щих иссле­до­ва­ния по задан­ной тема­ти­ке. Необ­хо­ди­мость тако­го уча­стия долж­на быть допол­ни­тель­но обоснована.

Сфор­ми­ро­ван­ная Про­грам­ма госу­дар­ствен­но­го (муни­ци­паль­но­го) Учре­жде­ния направ­ля­ет­ся в орган испол­ни­тель­ной вла­сти Ленин­град­ской обла­сти (струк­тур­ное под­раз­де­ле­ние орга­на мест­но­го само­управ­ле­ния), кури­ру­ю­щий дея­тель­ность дан­но­го Учре­жде­ния с целью согла­со­ва­ния объ­ё­мов финан­си­ро­ва­ния и после­ду­ю­ще­го утверждения.

Про­грам­ма под­ле­жит еже­год­ной кор­рек­ти­ров­ке в сро­ки, поз­во­ля­ю­щие свое­вре­мен­но вно­сить изме­не­ния в бюд­жет Ленин­град­ской обла­сти (муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния) на оче­ред­ной финан­со­вый год и пла­но­вый период.

  1. Тре­бо­ва­ния к про­грам­мам Учре­жде­ний

Соглас­но Феде­раль­но­му зако­ну №261-ФЗ орга­ни­за­ци­я­ми с уча­сти­ем госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния явля­ют­ся юри­ди­че­ские лица, в устав­ных капи­та­лах кото­рых доля (вклад) Рос­сий­ской Феде­ра­ции, субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния состав­ля­ет более чем пять­де­сят про­цен­тов и (или) в отно­ше­нии кото­рых Рос­сий­ская Феде­ра­ция, субъ­ект Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­ное обра­зо­ва­ние име­ют пра­во пря­мо или кос­вен­но рас­по­ря­жать­ся более чем пятью­де­ся­тью про­цен­та­ми обще­го коли­че­ства голо­сов, при­хо­дя­щих­ся на голо­су­ю­щие акции (доли), состав­ля­ю­щие устав­ные капи­та­лы таких юри­ди­че­ских лиц, госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные уни­тар­ные пред­при­я­тия, госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные учре­жде­ния, госу­дар­ствен­ные ком­па­нии, госу­дар­ствен­ные кор­по­ра­ции, а так­же юри­ди­че­ские лица, иму­ще­ство кото­рых либо более чем пять­де­сят про­цен­тов акций или долей, в устав­ном капи­та­ле кото­рых при­над­ле­жат госу­дар­ствен­ным корпорациям.

Про­грам­мы долж­ны быть раз­ра­бо­та­ны в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ста­тьи 25 Феде­раль­но­го зако­на №261-ФЗ.

Таким обра­зом, Учре­жде­ния  долж­ны утвер­ждать и реа­ли­зо­вы­вать про­грам­мы в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, кото­рые долж­ны содержать:

1) целе­вые пока­за­те­ли энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, дости­же­ние кото­рых долж­но быть обес­пе­че­но в резуль­та­те реа­ли­за­ции этих про­грамм, и их значения;

2) меро­при­я­тия по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, ожи­да­е­мые резуль­та­ты (в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выра­же­нии), вклю­чая эко­но­ми­че­ский эффект от про­ве­де­ния этих мероприятий.

Вме­сте с тем, при раз­ра­бот­ке Про­грам­мы необ­хо­ди­мо учи­ты­вать так­же тре­бо­ва­ния Мето­ди­че­ских рекомендаций.

  1. Алго­ритм фор­ми­ро­ва­ния про­грам­мы Учре­жде­ния в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности

Про­цесс раз­ра­бот­ки Про­грам­мы энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти мож­но пред­ста­вить в виде четы­рех основ­ных этапов.

1 этап. В слу­чае если энер­ге­ти­че­ское обсле­до­ва­ние не было про­ве­де­но, то для раз­ра­бот­ки Про­грам­мы необ­хо­ди­мо само­сто­я­тель­но собрать сле­ду­ю­щую базо­вую инфор­ма­цию об объ­ек­те обследования:

1) общие ана­ли­ти­че­ские материалы:

- стра­те­гия, про­грам­ма, про­гноз соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции (муни­ци­паль­но­го образования);

- стра­те­гия, про­грам­ма, про­гноз раз­ви­тия Учреждения;

- осо­бен­но­сти гео­гра­фи­че­ско­го поло­же­ния и при­род­но-кли­ма­ти­че­ских усло­вий, опре­де­ля­ю­щие наи­бо­лее суще­ствен­ные фак­то­ры, кото­рые вли­я­ют на потреб­ле­ние энер­ге­ти­че­ских ресур­сов Учреждения;

- реги­о­наль­ная (муни­ци­паль­ная) нор­ма­тив­но-пра­во­вая база в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, в том чис­ле реги­о­наль­ную (муни­ци­паль­ную) про­грам­му в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- ана­ли­ти­че­ские справ­ки по дина­ми­ке и струк­ту­ре цен (тари­фов) на энер­ге­ти­че­ские ресур­сы и услу­ги орга­ни­за­ций ком­му­наль­но­го ком­плек­са, про­гно­зы их роста (изме­не­ния).

2) исход­ные (базо­вые) ста­ти­сти­че­ские дан­ные Учреждения:

- основ­ные харак­те­ри­сти­ки состо­я­ния и пара­мет­ров зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний Учреждения;

- объ­ем потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов (по каж­до­му виду) за послед­ние 4–5 лет;

- суще­ству­ю­щее состо­я­ние инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций (тепло‑, газо‑, электро‑, водо­снаб­же­ние и водоотведение);

- осна­щен­ность при­бо­ра­ми уче­та энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

- све­де­ния о нали­чии соб­ствен­ных (авто­ном­ных) источ­ни­ков энер­го­снаб­же­ния, их тех­ни­че­ские харак­те­ри­сти­ки и состояние;

- све­де­ния об энер­го­по­треб­ля­ю­щем оборудовании.

Допол­ни­тель­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции так­же могут слу­жить топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ские балан­сы Учре­жде­ния (в слу­чае их наличия).

2 этап. Оформ­ле­ние Про­грам­мы, начи­ная с пас­пор­та программы.

3 этап. Выпол­ня­ют­ся энер­ге­ти­че­ские обсле­до­ва­ния зда­ний и соору­же­ний. Основ­ны­ми целя­ми энер­ге­ти­че­ско­го обсле­до­ва­ния являются:

- полу­че­ние объ­ек­тив­ных дан­ных об объ­ё­ме исполь­зу­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

- опре­де­ле­ние пока­за­те­лей энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- опре­де­ле­ние потен­ци­а­ла энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- раз­ра­бот­ка переч­ня типо­вых, обще­до­ступ­ных  меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и про­ве­де­ние их сто­и­мо­сти оценки.

Энер­ге­ти­че­ское обсле­до­ва­ние Учре­жде­ния вклю­ча­ет в себя ком­плекс­ный ана­лиз исход­ной ситу­а­ции по потреб­ле­нию энер­ге­ти­че­ских ресур­сов, эффек­тив­но­сти их исполь­зо­ва­ния, выяв­ле­ние потен­ци­а­ла энергосбережения.

Поми­мо энер­ге­ти­че­ско­го пас­пор­та по резуль­та­там энер­ге­ти­че­ско­го обсле­до­ва­ния дол­жен быть раз­ра­бо­тан пере­чень типо­вых, обще­до­ступ­ных меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти и про­ве­де­ние их сто­и­мост­ной оценки.

4 этап. Выпол­ня­ет­ся кор­рек­ти­ров­ка про­грам­мы с учё­том резуль­та­тов энер­ге­ти­че­ско­го обсле­до­ва­ния. Про­из­во­дит­ся рас­чет удель­ных пока­за­те­лей потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов, свод дан­ных пла­ни­ру­е­мых капи­таль­ных вло­же­ний, потен­ци­аль­ной эко­но­мии по всем запла­ни­ро­ван­ным меро­при­я­ти­ям, рас­чёт эффек­тив­но­сти от реа­ли­за­ции про­грам­мы по всем мероприятиям.

  1. Раз­ра­бот­ка струк­ту­ры и содер­жа­ния Программы
    1. Струк­ту­ра Программы

Реко­мен­ду­е­мая струк­ту­ра Про­грам­мы состо­ит из сле­ду­ю­щих разделов:

- пас­порт программы;

- ана­лиз теку­ще­го состо­я­ния энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- цели и зада­чи программы;

- сро­ки и эта­пы реа­ли­за­ции программы;

- меро­при­я­тия, направ­лен­ные на энер­го­сбе­ре­же­ние и повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти Учреждения;

- целе­вые пока­за­те­ли Программы;

- объ­ем и источ­ни­ки финансирования;

- ожи­да­е­мые результаты.

В Про­грам­му могут быть вклю­че­ны и иные раз­де­лы, в том чис­ле вве­де­ние и меха­низм реа­ли­за­ции Программы.

  1. Пас­порт Программы

Пас­порт Про­грам­мы пред­став­ля­ет собой крат­кое и чет­кое изло­же­ние основ­ных харак­те­ри­стик про­грам­мы. В пас­пор­те при­во­дят­ся све­де­ния об испол­ни­те­лях, заказ­чи­ке, осно­ва­ни­ях для раз­ра­бот­ки, источ­ни­ках финан­си­ро­ва­ния и пери­о­де, на кото­рый при­ни­ма­ет­ся Про­грам­ма. Полез­но обо­зна­чить цель, клю­че­вые уста­нов­ки, основ­ные пути и сред­ства реа­ли­за­ции, а так­же коли­че­ство при­ня­тых в про­грам­му про­ек­тов, их объ­е­мы, сро­ки, дости­га­е­мые в резуль­та­те реа­ли­за­ции, соци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские, и эко­ло­ги­че­ские эффекты.

В пас­пор­те Про­грам­мы долж­но быть указано:

- наиме­но­ва­ние Программы,

- осно­ва­ние для разработки,

- заказ­чик Программы,

- раз­ра­бот­чик (основ­ные раз­ра­бот­чи­ки) Программы,

- испол­ни­те­ли Программы,

- цели и зада­чи Программы,

- сро­ки и эта­пы реа­ли­за­ции Программы,

- пере­чень меро­при­я­тий Программы,

- объ­е­мы и источ­ни­ки финансирования,

- основ­ные ожи­да­е­мые конеч­ные резуль­та­ты реа­ли­за­ции Программы.

Реко­мен­ду­е­мая фор­ма пас­пор­та Про­грам­мы пред­став­ле­на в При­ло­же­нии № 1.

  1. Ана­лиз теку­ще­го состо­я­ния энер­го­сбе­ре­же­ния в Учреждении

В раз­де­ле необ­хо­ди­мо дать опи­са­ние и оцен­ку сло­жив­шей­ся ситу­а­ции в Учре­жде­нии, отра­зить све­де­ния об энер­го­по­треб­ле­нии Учре­жде­ния, а так­же иные пока­за­те­ли в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности:

потреб­ле­ние каж­до­го энер­ге­ти­че­ско­го ресур­са (дина­ми­ка потреб­ле­ния за послед­ние 4–5 лет);

коли­че­ство вво­дов и осна­щен­ность при­бо­ра­ми уче­та энер­ге­ти­че­ских ресур­сов (по каж­до­му виду энер­ге­ти­че­ских ресурсов);

постав­щи­ки энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и цены (тари­фы) на исполь­зу­е­мые энер­ге­ти­че­ские ресурсы;

суще­ству­ю­щее состо­я­ние инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций (тепло‑, газо‑, электро‑, водоснабжение);

если име­ет­ся соб­ствен­ный источ­ник энер­го­снаб­же­ния (котель­ная, мини-ТЭЦ, иной источ­ник), то необ­хо­ди­мо ука­зать его общие тех­ни­че­ские харак­те­ри­сти­ки (вид топ­ли­ва, мощ­ность, годо­вая выра­бот­ка, дата вво­да в экс­плу­а­та­цию, год послед­не­го капи­таль­но­го ремон­та, осна­щен­ность при­бо­ра­ми уче­та выра­ба­ты­ва­е­мых / потреб­ля­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресурсов);

све­де­ния о зда­ни­ях, стро­е­ни­ях, соору­же­ни­ях или поме­ще­ни­ях, при­над­ле­жа­щих Учре­жде­нию, закреп­лен­ны­ми за ними в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии, арен­де, в том чис­ле – общая пло­щадь поме­ще­ний, отап­ли­ва­е­мая пло­щадь, тех­ни­че­ское состо­я­ние (фак­ти­че­ский и физи­че­ский износ), дата послед­не­го и пла­ни­ру­е­мо­го капи­тель­но­го ремон­та, харак­те­ри­сти­ка ограж­да­ю­щих кон­струк­ций, окон, осна­щен­ность энер­го­сбе­ре­га­ю­щи­ми лам­па­ми систем внут­рен­не­го и наруж­но­го осве­ще­ния (при нали­чии), а так­же систе­ма­ми авто­ма­ти­че­ско­го регу­ли­ро­ва­ния и диспетчеризации;

нали­чие обу­чен­ных и ответ­ствен­ных сотруд­ни­ков в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния (в отно­ше­нии ответ­ствен­но­го лица необ­хо­ди­мо ука­зать номер и дату при­ка­за о его назначении);

сред­не­спи­соч­ная чис­лен­ность сотруд­ни­ков (соглас­но штат­но­му расписанию).

Здесь же отра­жа­ют­ся основ­ные при­чи­ны (про­бле­мы), повлек­шие нера­ци­о­наль­ное исполь­зо­ва­ние энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и общий потен­ци­ал энер­го­сбе­ре­же­ния Учреждения.

  1. Цели и зада­чи Программы

Дан­ный раз­дел дол­жен содер­жать раз­вер­ну­тые фор­му­ли­ров­ки целей и задач Про­грам­мы с ука­за­ни­ем целе­вых пока­за­те­лей, поз­во­ля­ю­щих оце­нить ход реа­ли­за­ции Программы.

Основ­ны­ми целя­ми Про­грам­мы могут быть:

- обес­пе­че­ние раци­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов за счет реа­ли­за­ции меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- сни­же­ние в сопо­ста­ви­мых усло­ви­ях объ­е­ма потреб­лен­ных бюд­жет­ным учре­жде­ни­ем воды, дизель­но­го и ино­го топ­ли­ва, мазу­та, при­род­но­го газа, теп­ло­вой энер­гии, элек­три­че­ской энер­гии, угля, начи­ная с 1 янва­ря 2010 г., в тече­ние пяти лет не менее чем на пят­на­дцать про­цен­тов от объ­е­ма фак­ти­че­ски потреб­лен­но­го ими в 2009 г. каж­до­го из ука­зан­ных ресур­сов с еже­год­ным сни­же­ни­ем тако­го объ­е­ма не менее чем на три процента;

- иные цели, на дости­же­ние кото­рых может быть направ­ле­на Про­грам­ма, по усмот­ре­нию заказ­чи­ка Программы.

К основ­ным зада­чам Про­грам­мы сле­ду­ет отне­сти следующие:

- реа­ли­за­ция орга­ни­за­ци­он­ных меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффективности;

- осна­ще­ние при­бо­ра­ми уче­та исполь­зу­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

- повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы теплоснабжения;

- повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы электроснабжения;

- повы­ше­ние эффек­тив­но­сти систе­мы водо­снаб­же­ния и водоотведения;

- повы­ше­ние эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния мотор­но­го топлива;

- иные задачи.

  1. Сро­ки и эта­пы реа­ли­за­ции Программы

Срок реа­ли­за­ции Про­грам­мы дол­жен быть опре­де­лен исхо­дя из необ­хо­ди­мо­го вре­ме­ни, в тече­ние кото­ро­го есть реаль­ная воз­мож­ность осу­ще­ствить преду­смот­рен­ные Про­грам­мой меро­при­я­тия, решить постав­лен­ные зада­чи и достичь наме­чен­ных целей.

При необ­хо­ди­мо­сти срок может быть раз­де­лен на несколь­ко эта­пов, каж­дый из кото­рых соот­вет­ству­ет реше­нию какой-либо опре­де­лен­ной зада­чи. В этом слу­чае необ­хо­ди­мо опи­сать каж­дый этап в отдель­но­сти, с ука­за­ни­ем основ­ных меро­при­я­тий и объ­е­ма­ми их финан­си­ро­ва­ния (в том чис­ле по источ­ни­кам финансирования).

При опре­де­ле­нии сро­ков и эта­пов Про­грам­мы необ­хо­ди­мо учи­ты­вать сро­ки и эта­пы реги­о­наль­ной (муни­ци­паль­ной) про­грам­мы в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, а так­же иные целе­вые про­грам­мы, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся на объ­ек­тах орга­ни­за­ции. Как пра­ви­ло, раз­ра­ба­ты­ва­е­мые в насто­я­щее вре­мя реги­о­наль­ные (муни­ци­паль­ные) целе­вые про­грам­мы в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти явля­ют­ся дол­го­сроч­ны­ми и вклю­ча­ют в себя несколь­ко эта­пов. Раз­бив­ка на эти эта­пы преду­смат­ри­ва­ет­ся с уче­том наи­бо­лее эффек­тив­но­го исполь­зо­ва­ния средств, зало­жен­ных на реа­ли­за­цию про­грам­мы, с груп­пи­ров­кой меро­при­я­тий по сро­кам оку­па­е­мо­сти и типу. При такой раз­бив­ке так­же учи­ты­ва­ют­ся сро­ки реа­ли­за­ции отдель­ных меро­при­я­тий, уста­нов­лен­ные Зако­ном № 261-ФЗ.

Про­грам­мы в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов необ­хо­ди­мо раз­ра­ба­ты­вать на пери­од не менее 3 лет.

  1. Меро­при­я­тия, направ­лен­ные на энер­го­сбе­ре­же­ние и повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти Учреждения

Меро­при­я­тия с наи­мень­шим сро­ком оку­па­е­мо­сти, а так­же орга­ни­за­ци­он­ные меро­при­я­тия реко­мен­ду­ет­ся про­во­дить в первую оче­редь. Пла­ни­ро­ва­ние и внед­ре­ние меро­при­я­тий по годам осу­ществ­ля­ет­ся таким обра­зом, что­бы эко­но­ми­че­ский эффект от их внед­ре­ния был выше инди­ка­то­ров на эти годы.

Реше­ние о вклю­че­нии того или ино­го меро­при­я­тия в Про­грам­му при­ни­ма­ют­ся на осно­ва­нии его энер­ге­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской эффективности.

Меро­при­я­тия по модер­ни­за­ции обо­ру­до­ва­ния и внед­ре­нию инно­ва­ций вклю­ча­ют­ся в Про­грам­му с 2013 года или ранее по мере про­ве­де­ния энер­ге­ти­че­ско­го обcледования.

При раз­ра­бот­ке Про­грам­мы и пла­ни­ро­ва­нии меро­при­я­тий Про­грам­мы сле­ду­ет вос­поль­зо­вать­ся переч­нем меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию в орга­ни­за­ци­ях с уча­сти­ем госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти этих орга­ни­за­ций, при­ве­ден­ным в при­ка­зе Минэко­но­мраз­ви­тия РФ от 17 фев­ра­ля 2010 года №61 «Об утвер­жде­нии при­мер­но­го переч­ня меро­при­я­тий в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, кото­рый может быть исполь­зо­ван в целях раз­ра­бот­ки реги­о­наль­ных, муни­ци­паль­ных про­грамм в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти».

Орга­ни­за­ци­он­ные меро­при­я­тия по энер­го­сбе­ре­же­нию в Учре­жде­ни­ях и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти этих Учреждений:

а) про­ве­де­ние энер­ге­ти­че­ских обсле­до­ва­ний зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний, при­над­ле­жа­щим на пра­ве соб­ствен­но­сти или ином закон­ном осно­ва­нии орга­ни­за­ци­ям с уча­сти­ем госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния (далее — зда­ния, стро­е­ния, соору­же­ния), сбор и ана­лиз инфор­ма­ции об энер­го­по­треб­ле­нии зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний, в том чис­ле их ран­жи­ро­ва­ние по удель­но­му энер­го­по­треб­ле­нию и оче­ред­но­сти про­ве­де­ния меро­при­я­тий по энергосбережению;

б) созда­ние систе­мы кон­тро­ля и мони­то­рин­га за реа­ли­за­ци­ей энер­го­сер­вис­ных контрактов.

Тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские меро­при­я­тия по энер­го­сбе­ре­же­нию в Учре­жде­ни­ях и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти этих Учреждений:

а) осна­ще­ние зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний при­бо­ра­ми уче­та исполь­зу­е­мых энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

б) повы­ше­ние теп­ло­вой защи­ты зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний при капи­таль­ном ремон­те, утеп­ле­ние зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

в) пере­клад­ка элек­три­че­ских сетей для сни­же­ния потерь элек­три­че­ской энер­гии в зда­ни­ях, стро­е­ни­ях, сооружениях;

г) авто­ма­ти­за­ция потреб­ле­ния теп­ло­вой энер­гии зда­ни­я­ми, стро­е­ни­я­ми, сооружениями;

д) теп­ло­вая изо­ля­ция тру­бо­про­во­дов и обо­ру­до­ва­ния, раз­во­дя­щих тру­бо­про­во­дов отоп­ле­ния и горя­че­го водо­снаб­же­ния в зда­ни­ях, стро­е­ни­ях, сооружениях;

е) восстановление/внедрение цир­ку­ля­ци­он­ных систем в систе­мах горя­че­го водо­снаб­же­ния зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

ж) про­ве­де­ние гид­рав­ли­че­ской регу­ли­ров­ки, автоматической/ручной балан­си­ров­ки рас­пре­де­ли­тель­ных систем отоп­ле­ния и сто­я­ков в зда­ни­ях, стро­е­ни­ях, сооружениях;

з) уста­нов­ка частот­но­го регу­ли­ро­ва­ния при­во­дов насо­сов в систе­мах горя­че­го водо­снаб­же­ния зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

и) заме­на неэф­фек­тив­ных ото­пи­тель­ных кот­лов в инди­ви­ду­аль­ных систе­мах отоп­ле­ния зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

к) повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти систем осве­ще­ния зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

л) закуп­ка энер­го­по­треб­ля­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния высо­ких клас­сов энер­ге­ти­че­ской эффективности;

м) внед­ре­ние частот­но-регу­ли­ру­е­мо­го при­во­да элек­тро­дви­га­те­лей и опти­ми­за­ция систем электродвигателей;

н) внед­ре­ние эффек­тив­ных систем сжа­то­го воз­ду­ха зда­ний, стро­е­ний, сооружений;

о) внед­ре­ние систем эффек­тив­но­го паро­снаб­же­ния зда­ний, стро­е­ний, сооружений.

  1. Целе­вые пока­за­те­ли в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффективности

Целе­вые пока­за­те­ли рас­счи­ты­ва­ют­ся в соот­вет­ствии с При­ка­зом Мин­ре­ги­о­на РФ от 07.06.2010 г. № 273 «Об утвер­жде­нии мето­ди­ки рас­чё­та зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, в том чис­ле в сопо­ста­ви­мых усло­ви­ях» по годам на пери­од дей­ствия Про­грам­мы. Целе­вые пока­за­те­ли, отра­жа­ю­щие дина­ми­ку (изме­не­ние) пока­за­те­лей, рас­счи­ты­ва­ют­ся по отно­ше­нию к зна­че­ни­ям соот­вет­ству­ю­щих пока­за­те­лей в году, пред­ше­ству­ю­щем году нача­ла реа­ли­за­ции про­грамм, а целе­вые пока­за­те­ли, отра­жа­ю­щие осна­щен­ность при­бо­ра­ми уче­та энер­ге­ти­че­ских ресур­сов, рас­счи­ты­ва­ют­ся в отно­ше­нии объ­ек­тов, под­клю­чен­ных к элек­три­че­ским сетям цен­тра­ли­зо­ван­но­го элек­тро­снаб­же­ния, и (или) систе­мам цен­тра­ли­зо­ван­но­го теп­ло­снаб­же­ния, и (или) систе­мам цен­тра­ли­зо­ван­но­го водо­снаб­же­ния, и (или) систе­мам цен­тра­ли­зо­ван­но­го газоснабжения.

Кор­рек­ти­ров­ка пла­ни­ру­е­мых зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти Про­грам­мы про­во­дит­ся еже­год­но с уче­том фак­ти­че­ски достиг­ну­тых резуль­та­тов реа­ли­за­ции Про­грам­мы и изме­не­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ситуации.

Пла­ни­ру­е­мые и фак­ти­че­ски достиг­ну­тые в ходе реа­ли­за­ции про­грамм зна­че­ния целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти рас­счи­ты­ва­ют­ся для каж­до­го года на про­тя­же­нии все­го сро­ка реа­ли­за­ции Программы.

При рас­че­те зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в сопо­ста­ви­мых усло­ви­ях долж­но учи­ты­вать­ся, в том чис­ле изме­не­ние струк­ту­ры и объ­е­мов потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресур­сов Учре­жде­ния, не свя­зан­ных с про­ве­де­ни­ем меро­при­я­тий по энер­го­сбе­ре­же­нию и повы­ше­нию энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, изме­не­ни­ем чис­лен­но­сти работников.

Рас­чет зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, дости­же­ние кото­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся в резуль­та­те реа­ли­за­ции Про­грам­мы в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, осу­ществ­ля­ет­ся раз­ра­бот­чи­ком Про­грам­мы. Все полу­чен­ные зна­че­ния согла­со­вы­ва­ют­ся с орга­ном испол­ни­тель­ной вла­сти Ленин­град­ской обла­сти или орга­ном мест­но­го само­управ­ле­ния, кури­ру­ю­щим Учреждение.

Целе­вые пока­за­те­ли реа­ли­за­ции Про­грам­мы долж­ны быть пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (по фор­ме соглас­но при­ло­же­нию №3 к Мето­ди­че­ским реко­мен­да­ци­ям), содер­жа­щей наиме­но­ва­ние целе­вых пока­за­те­лей, еди­ни­цы изме­ре­ния, а так­же зна­че­ния целе­вых пока­за­те­лей по годам (квар­та­лам) реа­ли­за­ции Программы.

При раз­ра­бот­ке про­грамм в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти госу­дар­ствен­ных (муни­ци­паль­ных) учре­жде­ний сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на пункт 3 переч­ня целе­вых пока­за­те­лей, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 31 декаб­ря 2009 г. № 1225 «О тре­бо­ва­ни­ях к реги­о­наль­ным и муни­ци­паль­ным про­грам­мам в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти», а так­же мето­ди­ку рас­че­та зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей, утвер­жден­ную при­ка­зом Мини­стер­ства реги­о­наль­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 7 июля 2010 г. № 273 «Об утвер­жде­нии мето­ди­ки рас­че­та зна­че­ний целе­вых пока­за­те­лей в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, в том чис­ле в сопо­ста­ви­мых условиях».

Целе­вые пока­за­те­ли в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, отра­жа­ю­щие эко­но­мию по отдель­ным видам энер­ге­ти­че­ских ресур­сов (рас­счи­ты­ва­ют­ся для фак­ти­че­ских и сопо­ста­ви­мых условий):

эко­но­мия элек­три­че­ской энер­гии в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выражении;

эко­но­мия теп­ло­вой энер­гии в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выражении;

эко­но­мия воды в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выражении;

эко­но­мия при­род­но­го газа в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выражении.

Целе­вые пока­за­те­ли в обла­сти энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в бюд­жет­ном сек­то­ре:

удель­ный рас­ход теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на 1 кв. метр общей площади);

удель­ный рас­ход теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 кв. метр общей площади);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на 1 кв. метр общей площади);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 кв. метр общей площади);

изме­не­ние отно­ше­ния удель­но­го рас­хо­да теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов, к удель­но­му рас­хо­ду теп­ло­вой энер­гии бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров учета;

удель­ный рас­ход воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на  1 человека);

удель­ный рас­ход воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние отно­ше­ния удель­но­го рас­хо­да воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов, к удель­но­му рас­хо­ду воды на снаб­же­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров учета;

удель­ный рас­ход элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на 1 человека);

удель­ный рас­ход элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние удель­но­го рас­хо­да элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов (в рас­че­те на 1 человека);

изме­не­ние отно­ше­ния удель­но­го рас­хо­да элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с при­ме­не­ни­ем рас­чет­ных спо­со­бов, к удель­но­му рас­хо­ду элек­три­че­ской энер­гии на обес­пе­че­ние бюд­жет­ных учре­жде­ний, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров учета;

доля объ­е­мов элек­три­че­ской энер­гии, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, опла­та кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та, в общем объ­е­ме элек­три­че­ской энер­гии, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми на тер­ри­то­рии субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го образования;

доля объ­е­мов теп­ло­вой энер­гии, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та, в общем объ­е­ме теп­ло­вой энер­гии, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми на тер­ри­то­рии субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го образования;

доля объ­е­мов воды, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рую осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та, в общем объ­е­ме воды, потреб­ля­е­мой (исполь­зу­е­мой) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми на тер­ри­то­рии субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го образования;

доля объ­е­мов при­род­но­го газа, потреб­ля­е­мо­го (исполь­зу­е­мо­го) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, рас­че­ты за кото­рый осу­ществ­ля­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ров уче­та, в общем объ­е­ме при­род­но­го газа, потреб­ля­е­мо­го (исполь­зу­е­мо­го) бюд­жет­ны­ми учре­жде­ни­я­ми на тер­ри­то­рии субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го образования;

доля рас­хо­дов бюд­же­та субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния на обес­пе­че­ние энер­ге­ти­че­ски­ми ресур­са­ми бюд­жет­ных учре­жде­ний (для фак­ти­че­ских и сопо­ста­ви­мых условий);

дина­ми­ка рас­хо­дов бюд­же­та субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции, муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния на обес­пе­че­ние энер­ге­ти­че­ски­ми ресур­са­ми бюд­жет­ных учре­жде­ний (для фак­ти­че­ских и сопо­ста­ви­мых условий);

чис­ло энер­го­сер­вис­ных дого­во­ров (кон­трак­тов), заклю­чен­ных госу­дар­ствен­ны­ми, муни­ци­паль­ны­ми заказчиками;

доля това­ров, работ, услуг, заку­па­е­мых для госу­дар­ствен­ных, муни­ци­паль­ных нужд в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти, в общем объ­е­ме заку­па­е­мых това­ров, работ, услуг для госу­дар­ствен­ных, муни­ци­паль­ных нужд (в сто­и­мост­ном выражении);

Рас­че­ты целе­вых пока­за­те­лей вести для соот­вет­ству­ю­ще­го Учреждения.

  1. Объ­ем и источ­ни­ки финансирования

В дан­ном раз­де­ле опи­сы­ва­ет­ся общий объ­ем финан­си­ро­ва­ния Про­грам­мы, в том чис­ле по годам (эта­пам), с ука­за­ни­ем источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния (област­ной бюд­жет, мест­ные бюд­же­ты, соб­ствен­ные сред­ства Учре­жде­ний, про­чие источники).

Финан­со­вые пока­за­те­ли ука­зы­ва­ют­ся по каж­до­му году реа­ли­за­ции Про­грам­мы в сопо­ста­ви­мых ценах года нача­ла реа­ли­за­ции Программы.

  1. Ожи­да­е­мые резуль­та­ты Программы

В дан­ном раз­де­ле дол­жен быть пред­став­лен рас­чет эффек­тив­но­сти реа­ли­за­ции Про­грам­мы с обос­но­ва­ни­ем полу­чен­ных значений.

Эффек­тив­ность – кате­го­рия, харак­те­ри­зу­е­мая систе­мой пока­за­те­лей, отра­жа­ю­щих соот­но­ше­ние затрат и резуль­та­тов при­ме­ни­тель­но к инте­ре­сам соот­вет­ству­ю­ще­го учреждения.

Целе­со­об­раз­но выде­лить сле­ду­ю­щие резуль­та­ты, на дости­же­ние кото­рых долж­на быть направ­ле­на реа­ли­за­ция Программы:

эко­но­мия энер­ге­ти­че­ских ресур­сов в нату­раль­ном и сто­и­мост­ном выражении;

сокра­ще­ние удель­но­го потреб­ле­ния энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

обес­пе­че­ние при­бо­ра­ми уче­та по всем видам энер­ге­ти­че­ских ресурсов;

сокра­ще­ние рас­хо­дов на опла­ту энер­ге­ти­че­ских ресур­сов и ком­му­наль­ных услуг;

иные резуль­та­ты.

Эффек­тив­ность реа­ли­за­ции Про­грам­мы  оце­ни­ва­ет­ся как соот­но­ше­ние ее резуль­та­тов и затра­чен­ных на их дости­же­ние тру­до­вых и мате­ри­аль­ных ресур­сов, опре­де­ля­ет­ся по формуле:

Э = Р / З,

где:

Э — эффек­тив­ность программы;

Р — резуль­та­ты, выра­жен­ные в денеж­ных пока­за­те­лях (при оцен­ке срав­ни­тель­ной эффек­тив­но­сти допу­сти­мо исполь­зо­ва­ние нату­раль­ных показателей);

З — затра­ты на реа­ли­за­цию про­грам­мы с уче­том всех источ­ни­ков финансирования.

  1. Меха­низм реа­ли­за­ции Программы

Дан­ный раз­дел вклю­ча­ет в себя опи­са­ние меха­низ­ма вза­и­мо­дей­ствия участ­ни­ков и испол­ни­те­лей Про­грам­мы, мето­ди­че­ское, инфор­ма­ци­он­ное обес­пе­че­ние реа­ли­за­ции Про­грам­мы, поря­док осу­ществ­ле­ния мони­то­рин­га реа­ли­за­ции Про­грам­мы, а так­же поря­док предо­став­ле­ния отчет­но­сти в выше­сто­я­щие орга­ни­за­ции и орга­ны вла­сти (при необходимости).

Меха­низм реа­ли­за­ции Про­грам­мы преду­смат­ри­ва­ет осу­ществ­ле­ние про­грамм­ных меро­при­я­тий с исполь­зо­ва­ни­ем суще­ству­ю­щей схе­мы отрас­ле­во­го управ­ле­ния, допол­нен­ной систе­мой мони­то­рин­га и оцен­ки достиг­ну­тых результатов.

При­ме­ром меха­низ­ма реа­ли­за­ции Про­грам­мы явля­ет­ся энер­го­сер­вис­ный кон­тракт – дого­вор на внед­ре­ние энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий. Тре­бо­ва­ния к усло­ви­ям кон­трак­та на энер­го­сер­вис уста­нов­ле­ны поста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ от 18 авгу­ста 2010 года №636 «О тре­бо­ва­ни­ях к усло­ви­ям кон­трак­та на энер­го­сер­вис и об осо­бен­но­стях опре­де­ле­ния началь­ной (мак­си­маль­ной) цены кон­трак­та (цены лота) на энергосервис».