Встроенные трансформаторы тока перед установкой должны быть высушены, а при монтаже необходимо следить, чтобы они были установлены в соответствии с заводскими надписями «верх» и «низ». У выключателей с встроенными трансформаторами тока проверяют наличие уплотнения труб и сборных коробок, через которые проходят цепи трансформаторов тока.
При осмотре измерительных трансформаторов напряжения необходимо убедиться в отсутствии проворачивания проходных штырей.
Перед включением в эксплуатацию трансформаторов напряжения, залитых маслом, необходимо удалить резиновую шайбу из-под пробки для заливки масла.
Проверка сопротивления изоляции обмоток
Проверим сопротивление изоляции обмоток измерительных трансформаторов на напряжение 1000—2500 в. мегомметром. Измерим сопротивление изоляции первичной и каждой из вторичных обмоток по отношению к корпусу, а также сопротивление изоляции между всеми обмотками.
Испытаем напряжением 200 В переменного тока электрическую прочность изоляции вторичных обмоток испытывают в течение 1 мин.
Испытаем изоляцию вторичных обмоток трансформаторов тока совместно с цепями вторичной коммутации переменным током напряжением 1000 В в течение 1 мин.
Испытаем электрическую прочность изоляции первичных обмоток испытывают по нормам п.4 настоящего раздела.
Проверка полярности вторичных обмоток трансформаторов тока
Проверим полярности импульсами постоянного тока при помощи гальванометра.
При замыкании цепи тока следим за направлением отклонения стрелки прибора. Если при замыкании цепи стрелка отклонится вправо, то однополярными зажимами будут те, к которым присоединены «плюс» батареи и «плюс» прибора.
Используем в качестве источника постоянного тока сухие батареи или аккумуляторы напряжением 2—6 В. При использовании аккумуляторов применим ограничительное сопротивление.
Проверка коэффициента трансформации трансформаторов тока
Проверим коэффициент трансформации: подадим ток при помощи нагрузочного трансформатора НТ в первичную обмотку. Ток равный или близкий к номинальному, но не менее 20% номинального. Проверим коэффициент трансформации для всех вторичных обмоток и на всех ответвлениях.
При проверке встроенных трансформаторов, у которых отсутствует маркировка, ее необходимо восстановить, что наиболее просто сделать следующим образом.
Подадим напряжение Х автотрансформатора AT или потенциометра на два произвольно выбранных ответвления трансформатора тока. Вольтметром V. Измерим напряжение между всеми ответвлениями. Максимальное значение напряжения будет на крайних выводах А и Д, между которыми заключено полное число витков вторичной обмотки трансформатора тока. На определенные таким образом начало и конец обмотки подадим от автотрансформатора напряжение из расчета 1 В на виток (число витков определяют по данным каталога). После этого, измеряя напряжение по всем ответвлениям, которое будет пропорционально числу витков, определяют их маркировку.
Снятие характеристик намагничивания трансформаторов тока
Распространенный дефект трансформаторов тока — витковое замыкание во вторичной обмотке. Этот дефект лучше лучше выявить при проверке характеристики намагничивания, которая является основной для оценки исправности и определения погрешностей или тождественности трансформаторов, предназначенных для дифференциальных и земляных защит. Витковое замыкание выявляется по снижению характеристики намагничивания и уменьшению ее крутизны.
Что даже при закорачивании всего 1–2 витков происходит резкое снижение характеристики, определяемой при этом испытании.
При проверке коэффициента трансформации замыкания небольшого числа витков практически не обнаруживается.
Оценка полученной характеристики намагничивания производится путем сопоставления ее с типовой или с характеристиками, полученными на других однотипных трансформаторах тока того же коэффициента трансформации и класса точности.
Кривые намагничивания рекомендуется снимать по схеме с автотрансформатором (рис. 14,а). При пользовании потенциометром (схема на рис. 14,6) характеристика для того же трансформатора получится несколько выше, а при пользовании реостатом (схема на рис. 14,в) — еще выше (рис. 15).
Снимать характеристику при помощи реостата не рекомендуется, так как возможно появление остаточного намагничивания стали сердечника трансформатора тока при отключении тока.
Для того чтобы при последующих эксплуатационных проверках можно было сравнивать характеристики намагничивания с ранее снятыми, в протоколе проверки надо отмечать по какой схеме снималась характеристика. Для построения характеристики намагничивания достаточно снять ее до начала насыщения (при токе 5—10 А).
Для трансформаторов высокого класса точности и с большим коэффициентом трансформации достаточно снимать характеристику до 220 В. При снятии характеристик намагничивания вольтметр следует включать в схему до амперметра, чтобы проходящий через него ток не входил в значение тока намагничивания. Амперметр и вольтметр, применяемые при измерениях, должны быть электромагнитной или электродинамической системы.
Пользоваться приборами детекторными, электронными и другими, реагирующими на среднее или амплитудное значение измеряемых величин, не рекомендуется во избежание возможных искажений характеристики.
Проверка трансформаторов напряжения
Методы проверки трансформаторов напряжения не отличаются от методов проверки и испытания силовых трансформаторов, описанных выше.
Некоторую особенность составляет проверка дополнительной обмотки 5‑стержневых трансформаторов напряжения типа НТМИ. Эта обмотка соединена в разомкнутый треугольник. Проверка полярности ее производится по схеме, приведенной на рис. 16, путем поочередного подключения «плюса» батареи на все три вывода обмотки высшего напряжения в то время, как «минус» батареи, остается постоянно включенным на нулевой вывод. При правильном соединении обмоток отклонение гальванометра во всех случаях будет в одну сторону.
После включения трансформатора в сеть необходимо измерить напряжение небаланса.