Наруж­ный осмотр

Про­ве­рим пас­порт устрой­ства, состо­я­ние фар­фо­ра изо­ля­то­ров, коли­че­ство и место уста­нов­ки зазем­ле­ний вто­рич­ных обмоток.

Зазем­лить вто­рич­ные обмот­ки реко­мен­ду­ем кре­пить так, что­бы зазем­ле­ние мож­но было без­опас­но отсо­еди­нить без сня­тия высо­ко­го напряжения.

После про­ве­рим исправ­ность резь­бы в ламе­лях зажи­мов транс­форм­та­оров тока. У транс­фор­ма­то­ров тока клас­сов Д и 3, пред­на­зна­чен­ных для рабо­ты в цепях диф­фе­рен­ци­аль­ной и зем­ля­ной защит, про­ве­ря­ют так­же их ком­плект­ность. Все транс­фор­ма­то­ры дан­но­го ком­плек­та долж­ны иметь один и тот же номер комплекта.

Свя­зать­ся с нами

    *  — обя­за­тель­ные к запол­не­нию поля

    Встро­ен­ные транс­фор­ма­то­ры тока перед уста­нов­кой долж­ны быть высу­ше­ны, а при мон­та­же необ­хо­ди­мо сле­дить, что­бы они были уста­нов­ле­ны в соот­вет­ствии с завод­ски­ми над­пи­ся­ми «верх» и «низ». У выклю­ча­те­лей с встро­ен­ны­ми транс­фор­ма­то­ра­ми тока про­ве­ря­ют нали­чие уплот­не­ния труб и сбор­ных коро­бок, через кото­рые про­хо­дят цепи транс­фор­ма­то­ров тока.

    При осмот­ре изме­ри­тель­ных транс­фор­ма­то­ров напря­же­ния необ­хо­ди­мо убе­дить­ся в отсут­ствии про­во­ра­чи­ва­ния про­ход­ных штырей.

    Перед вклю­че­ни­ем в экс­плу­а­та­цию транс­фор­ма­то­ров напря­же­ния, зали­тых мас­лом, необ­хо­ди­мо уда­лить рези­но­вую шай­бу из-под проб­ки для залив­ки масла.

    Про­вер­ка сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции обмоток

    Про­ве­рим сопро­тив­ле­ние изо­ля­ции обмо­ток изме­ри­тель­ных транс­фор­ма­то­ров на напря­же­ние 1000—2500 в. мегом­мет­ром. Изме­рим сопро­тив­ле­ние изо­ля­ции пер­вич­ной и каж­дой из вто­рич­ных обмо­ток по отно­ше­нию к кор­пу­су, а так­же сопро­тив­ле­ние изо­ля­ции меж­ду все­ми обмотками.

    Испы­та­ем напря­же­ни­ем 200 В пере­мен­но­го тока элек­три­че­скую проч­ность изо­ля­ции вто­рич­ных обмо­ток испы­ты­ва­ют в тече­ние 1 мин.

    Испы­та­ем изо­ля­цию вто­рич­ных обмо­ток транс­фор­ма­то­ров тока сов­мест­но с цепя­ми вто­рич­ной ком­му­та­ции пере­мен­ным током напря­же­ни­ем 1000 В в тече­ние 1 мин.

    Испы­та­ем элек­три­че­скую проч­ность изо­ля­ции пер­вич­ных обмо­ток испы­ты­ва­ют по нор­мам п.4 насто­я­ще­го раздела.

    Про­вер­ка поляр­но­сти вто­рич­ных обмо­ток транс­фор­ма­то­ров тока

    Про­ве­рим поляр­но­сти импуль­са­ми посто­ян­но­го тока при помо­щи гальванометра.

    При замы­ка­нии цепи тока сле­дим за направ­ле­ни­ем откло­не­ния стрел­ки при­бо­ра. Если при замы­ка­нии цепи стрел­ка откло­нит­ся впра­во, то одно­по­ляр­ны­ми зажи­ма­ми будут те, к кото­рым при­со­еди­не­ны «плюс» бата­реи и «плюс» прибора.

    Исполь­зу­ем в каче­стве источ­ни­ка посто­ян­но­го тока сухие бата­реи или акку­му­ля­то­ры напря­же­ни­ем 2—6 В. При исполь­зо­ва­нии акку­му­ля­то­ров при­ме­ним огра­ни­чи­тель­ное сопротивление.

    Про­вер­ка коэф­фи­ци­ен­та транс­фор­ма­ции транс­фор­ма­то­ров тока

    Про­ве­рим коэф­фи­ци­ент транс­фор­ма­ции: пода­дим ток при помо­щи нагру­зоч­но­го транс­фор­ма­то­ра НТ в пер­вич­ную обмот­ку. Ток рав­ный или близ­кий к номи­наль­но­му, но не менее 20% номи­наль­но­го. Про­ве­рим коэф­фи­ци­ент транс­фор­ма­ции для всех вто­рич­ных обмо­ток и на всех ответвлениях.

    При про­вер­ке встро­ен­ных транс­фор­ма­то­ров, у кото­рых отсут­ству­ет мар­ки­ров­ка, ее необ­хо­ди­мо вос­ста­но­вить, что наи­бо­лее про­сто сде­лать сле­ду­ю­щим образом.

    Пода­дим напря­же­ние Х авто­транс­фор­ма­то­ра AT или потен­цио­мет­ра на два про­из­воль­но выбран­ных ответв­ле­ния транс­фор­ма­то­ра тока. Вольт­мет­ром V. Изме­рим напря­же­ние меж­ду все­ми ответв­ле­ни­я­ми. Мак­си­маль­ное зна­че­ние напря­же­ния будет на край­них выво­дах А и Д, меж­ду кото­ры­ми заклю­че­но пол­ное чис­ло вит­ков вто­рич­ной обмот­ки транс­фор­ма­то­ра тока. На опре­де­лен­ные таким обра­зом нача­ло и конец обмот­ки пода­дим от авто­транс­фор­ма­то­ра напря­же­ние из рас­че­та 1 В на виток (чис­ло вит­ков опре­де­ля­ют по дан­ным ката­ло­га). После это­го, изме­ряя напря­же­ние по всем ответв­ле­ни­ям, кото­рое будет про­пор­ци­о­наль­но чис­лу вит­ков, опре­де­ля­ют их маркировку.

    Сня­тие харак­те­ри­стик намаг­ни­чи­ва­ния транс­фор­ма­то­ров тока

    Рас­про­стра­нен­ный дефект транс­фор­ма­то­ров тока — вит­ко­вое замы­ка­ние во вто­рич­ной обмот­ке. Этот дефект луч­ше луч­ше выявить при про­вер­ке харак­те­ри­сти­ки намаг­ни­чи­ва­ния, кото­рая явля­ет­ся основ­ной для оцен­ки исправ­но­сти и опре­де­ле­ния погреш­но­стей или тож­де­ствен­но­сти транс­фор­ма­то­ров, пред­на­зна­чен­ных для диф­фе­рен­ци­аль­ных и зем­ля­ных защит. Вит­ко­вое замы­ка­ние выяв­ля­ет­ся по сни­же­нию харак­те­ри­сти­ки намаг­ни­чи­ва­ния и умень­ше­нию ее крутизны.

    Что даже при зако­ра­чи­ва­нии все­го 1–2 вит­ков про­ис­хо­дит рез­кое сни­же­ние харак­те­ри­сти­ки, опре­де­ля­е­мой при этом испытании.

    При про­вер­ке коэф­фи­ци­ен­та транс­фор­ма­ции замы­ка­ния неболь­шо­го чис­ла вит­ков прак­ти­че­ски не обнаруживается.

    Оцен­ка полу­чен­ной харак­те­ри­сти­ки намаг­ни­чи­ва­ния про­из­во­дит­ся путем сопо­став­ле­ния ее с типо­вой или с харак­те­ри­сти­ка­ми, полу­чен­ны­ми на дру­гих одно­тип­ных транс­фор­ма­то­рах тока того же коэф­фи­ци­ен­та транс­фор­ма­ции и клас­са точности.

    Кри­вые намаг­ни­чи­ва­ния реко­мен­ду­ет­ся сни­мать по схе­ме с авто­транс­фор­ма­то­ром (рис. 14,а). При поль­зо­ва­нии потен­цио­мет­ром (схе­ма на рис. 14,6) харак­те­ри­сти­ка для того же транс­фор­ма­то­ра полу­чит­ся несколь­ко выше, а при поль­зо­ва­нии рео­ста­том (схе­ма на рис. 14,в) — еще выше (рис. 15).

    Сни­мать харак­те­ри­сти­ку при помо­щи рео­ста­та не реко­мен­ду­ет­ся, так как воз­мож­но появ­ле­ние оста­точ­но­го намаг­ни­чи­ва­ния ста­ли сер­деч­ни­ка транс­фор­ма­то­ра тока при отклю­че­нии тока.

    Для того что­бы при после­ду­ю­щих экс­плу­а­та­ци­он­ных про­вер­ках мож­но было срав­ни­вать харак­те­ри­сти­ки намаг­ни­чи­ва­ния с ранее сня­ты­ми, в про­то­ко­ле про­вер­ки надо отме­чать по какой схе­ме сни­ма­лась харак­те­ри­сти­ка. Для постро­е­ния харак­те­ри­сти­ки намаг­ни­чи­ва­ния доста­точ­но снять ее до нача­ла насы­ще­ния (при токе 5—10 А).

    Для транс­фор­ма­то­ров высо­ко­го клас­са точ­но­сти и с боль­шим коэф­фи­ци­ен­том транс­фор­ма­ции доста­точ­но сни­мать харак­те­ри­сти­ку до 220 В. При сня­тии харак­те­ри­стик намаг­ни­чи­ва­ния вольт­метр сле­ду­ет вклю­чать в схе­му до ампер­мет­ра, что­бы про­хо­дя­щий через него ток не вхо­дил в зна­че­ние тока намаг­ни­чи­ва­ния. Ампер­метр и вольт­метр, при­ме­ня­е­мые при изме­ре­ни­ях, долж­ны быть элек­тро­маг­нит­ной или элек­тро­ди­на­ми­че­ской системы.

    Поль­зо­вать­ся при­бо­ра­ми детек­тор­ны­ми, элек­трон­ны­ми и дру­ги­ми, реа­ги­ру­ю­щи­ми на сред­нее или ампли­туд­ное зна­че­ние изме­ря­е­мых вели­чин, не реко­мен­ду­ет­ся во избе­жа­ние воз­мож­ных иска­же­ний характеристики.

    Про­вер­ка транс­фор­ма­то­ров напряжения

    Мето­ды про­вер­ки транс­фор­ма­то­ров напря­же­ния не отли­ча­ют­ся от мето­дов про­вер­ки и испы­та­ния сило­вых транс­фор­ма­то­ров, опи­сан­ных выше.

    Неко­то­рую осо­бен­ность состав­ля­ет про­вер­ка допол­ни­тель­ной обмот­ки 5‑стержневых транс­фор­ма­то­ров напря­же­ния типа НТМИ. Эта обмот­ка соеди­не­на в разо­мкну­тый тре­уголь­ник. Про­вер­ка поляр­но­сти ее про­из­во­дит­ся по схе­ме, при­ве­ден­ной на рис. 16, путем пооче­ред­но­го под­клю­че­ния «плю­са» бата­реи на все три выво­да обмот­ки выс­ше­го напря­же­ния в то вре­мя, как «минус» бата­реи, оста­ет­ся посто­ян­но вклю­чен­ным на нуле­вой вывод. При пра­виль­ном соеди­не­нии обмо­ток откло­не­ние галь­ва­но­мет­ра во всех слу­ча­ях будет в одну сторону.

    После вклю­че­ния транс­фор­ма­то­ра в сеть необ­хо­ди­мо изме­рить напря­же­ние небаланса.

    Испы­та­ем изме­ри­тель­ные транс­фор­ма­то­ры тока и напря­же­ния с помо­щью про­фес­си­о­наль­но­го обо­ру­до­ва­ния. Про­во­дим испы­та­ния пери­о­ди­че­ски и по пря­мо­му запросу.

    Наш адрес: г. Москва, ули­ца Хован­ская, д. 6

    Наш теле­фон: +7 (915) 208–27-05