Разработанный Ростехнадзором законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» принят в первом чтении Государственной Думой 22 декабря 2015 года.
Законопроект предусматривает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, а также дифференциацию ряда обязательных требований в зависимости от их класса.
В отношении гидротехнических сооружений I класса будет реализован режим постоянного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию гидротехнических сооружений I и II класса, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса — одного раза в три года. Плановые проверки гидротехнических сооружений IV класса производиться не будут.
В отношении гидротехнических сооружений IV класса (на которых чрезвычайные ситуации, возникающие в результате аварий, не могут выйти за территорию одного хозяйствующего субъекта) исключается необходимость разработки декларации безопасности на стадии эксплуатации. Обязательное декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений будет производиться только при их проектировании, консервации или ликвидации. Кроме того, законопроектом исключаются дублирующие требования о разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве или реконструкции (декларации безопасности таких гидротехнических сооружений разрабатываются при подготовке проектной документации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» законопроектом определяется обязанность владельцев гидротехнических сооружений создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II класса.
Законопроект исключает отдельную процедуру утверждения органами государственного надзора критериев безопасности гидротехнических сооружений, являющихся составной частью декларации безопасности гидротехнических сооружений.
Устраняется правовая неопределенность в отношении распределения обязанностей собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей его организации. С учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» все обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения предлагается возложить на его владельца – лицо, владеющее гидротехническим сооружением на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющее его эксплуатацию.
В целях устранения существующих правовых коллизий на владельцев гидротехнических сооружений возлагается обязанность обеспечивать своевременное продление срока эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, а также определяется их ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в Российском регистре гидротехнических сооружений.
Представил Законопроект на пленарном заседании Государственной Думы статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас.