Раз­ра­бо­тан­ный Росте­х­над­зо­ром зако­но­про­ект «О вне­се­нии изме­не­ний в Феде­раль­ный закон «О без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний» при­нят в пер­вом чте­нии Госу­дар­ствен­ной Думой 22 декаб­ря 2015 года.

Зако­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет при­ме­не­ние риск-ори­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да при осу­ществ­ле­нии феде­раль­но­го госу­дар­ствен­но­го над­зо­ра в обла­сти без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний, а так­же диф­фе­рен­ци­а­цию ряда обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в зави­си­мо­сти от их класса.

В отно­ше­нии гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний I клас­са будет реа­ли­зо­ван режим посто­ян­но­го над­зо­ра. Пла­но­вые про­вер­ки орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих экс­плу­а­та­цию гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний I и II клас­са, будут про­во­дить­ся не чаще одно­го раза в год, III клас­са — одно­го раза в три года. Пла­но­вые про­вер­ки гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний IV клас­са про­из­во­дить­ся не будут.

В отно­ше­нии гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний IV клас­са (на кото­рых чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции, воз­ни­ка­ю­щие в резуль­та­те ава­рий, не могут вый­ти за тер­ри­то­рию одно­го хозяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та) исклю­ча­ет­ся необ­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки декла­ра­ции без­опас­но­сти на ста­дии экс­плу­а­та­ции. Обя­за­тель­ное декла­ри­ро­ва­ние без­опас­но­сти таких гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний будет про­из­во­дить­ся толь­ко при их про­ек­ти­ро­ва­нии, кон­сер­ва­ции или лик­ви­да­ции. Кро­ме того, зако­но­про­ек­том исклю­ча­ют­ся дуб­ли­ру­ю­щие тре­бо­ва­ния о раз­ра­бот­ке декла­ра­ции без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний при их стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции (декла­ра­ции без­опас­но­сти таких гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся при под­го­тов­ке про­ект­ной документации).

В соот­вет­ствии с пунк­том 3 ста­тьи 9 Феде­раль­но­го зако­на от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О граж­дан­ской обо­роне» зако­но­про­ек­том опре­де­ля­ет­ся обя­зан­ность вла­дель­цев гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний созда­вать и под­дер­жи­вать в состо­я­нии готов­но­сти локаль­ные систе­мы опо­ве­ще­ния на гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ни­ях I и II класса.

Зако­но­про­ект исклю­ча­ет отдель­ную про­це­ду­ру утвер­жде­ния орга­на­ми госу­дар­ствен­но­го над­зо­ра кри­те­ри­ев без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний, явля­ю­щих­ся состав­ной частью декла­ра­ции без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских сооружений.

Устра­ня­ет­ся пра­во­вая неопре­де­лен­ность в отно­ше­нии рас­пре­де­ле­ния обя­зан­но­стей соб­ствен­ни­ка гид­ро­тех­ни­че­ско­го соору­же­ния и экс­плу­а­ти­ру­ю­щей его орга­ни­за­ции. С уче­том тре­бо­ва­ний Феде­раль­но­го зако­на от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обя­за­тель­ном стра­хо­ва­нии граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти вла­дель­ца опас­но­го объ­ек­та за при­чи­не­ние вре­да в резуль­та­те ава­рии на опас­ном объ­ек­те» все обя­зан­но­сти по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ско­го соору­же­ния пред­ла­га­ет­ся воз­ло­жить на его вла­дель­ца – лицо, вла­де­ю­щее гид­ро­тех­ни­че­ским соору­же­ни­ем на пра­ве соб­ствен­но­сти, пра­ве хозяй­ствен­но­го веде­ния или пра­ве опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния либо на ином закон­ном осно­ва­нии и осу­ществ­ля­ю­щее его эксплуатацию.

В целях устра­не­ния суще­ству­ю­щих пра­во­вых кол­ли­зий на вла­дель­цев гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний воз­ла­га­ет­ся обя­зан­ность обес­пе­чи­вать свое­вре­мен­ное про­дле­ние сро­ка экс­плу­а­та­ции гид­ро­тех­ни­че­ско­го соору­же­ния в соот­вет­ствии с поряд­ком, уста­нав­ли­ва­е­мым Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции, а так­же опре­де­ля­ет­ся их ответ­ствен­ность за пол­но­ту и досто­вер­ность све­де­ний, пред­став­лен­ных для реги­стра­ции в Рос­сий­ском реги­стре гид­ро­тех­ни­че­ских сооружений.

Пред­ста­вил Зако­но­про­ект на пле­нар­ном засе­да­нии Госу­дар­ствен­ной Думы статс-сек­ре­тарь – заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Росте­х­над­зо­ра Алек­сандр Рыбас.