Общие поло­же­ния

Испы­та­ния АВР про­во­дят­ся с целью про­вер­ки его функ­ци­о­ни­ро­ва­ния как устрой­ства, авто­ма­ти­че­ски при­соединяющего резерв­ный источ­ник пита­ния к потреби­телям I кате­го­рии при исчез­но­ве­нии напря­же­ния на ши­нах основ­но­го, вызван­но­го любой при­чи­ной, в том чис­ле корот­ки­ми замы­ка­ни­я­ми (КЗ) на этих шинах.

Тех­ни­че­ские мероприятия

Пере­чень необ­хо­ди­мых тех­ни­че­ских меро­при­я­тий оп­ределяет допус­ка­ю­щий сов­мест­но с про­из­во­ди­те­лем работ в соот­вет­ствии с ПОТ­ЭУ, обя­за­тель­ны­ми из кото­рых являются:

  • отклю­че­ние всех отхо­дя­щих от АВР линий, питаю­щих потре­би­те­лей I‑й категории;
  • отклю­че­ние от обо­их вво­дов всех отхо­дя­щих ли­ний, пита­ю­щих потре­би­те­лей II‑й категории;

Нор­ми­ру­е­мые величины

Испы­та­ния АВР про­во­дят­ся перед при­ем­кой электро­оборудования в экс­плу­а­та­цию, после капи­таль­ных и те­кущих ремон­тов, а так­же в сро­ки, уста­нов­лен­ные графи­ком меж­ре­монт­ных про­фи­лак­ти­че­ских испытаний

Про­вер­ке под­ле­жат напря­же­ние сра­ба­ты­ва­ния и вы­держка вре­ме­ни отклю­че­ния основ­но­го вво­да АВР. Вы­держка вре­ме­ни уста­нав­ли­ва­ет­ся такой, что­бы исклю­чить лож­ные сра­ба­ты­ва­ния АВР при крат­ко­вре­мен­ных сниже­ниях напря­же­ния на вво­дах РУ.

Напря­же­ние сра­ба­ты­ва­ния и вре­мя сра­ба­ты­ва­ния дол­жны соот­вет­ство­вать дан­ным завода-изготовителя.

Про­вер­ка функ­ци­о­ни­ро­ва­ния реле и кон­так­то­ров про­водится по мето­ди­ке про­вер­ки пра­виль­но­сти функцио­нирования пол­но­стью собран­ных схем при раз­лич­ных зна­чениях напря­же­ния опе­ра­тив­но­го тока.

Про­ве­де­ние испытаний

Прин­цип дей­ствия АВР

Прин­ци­пи­аль­ная схе­ма одно­го из рас­про­стра­нен­ных типов АВР пред­став­ле­на на рис. 1.

Исход­ное поло­же­ние кон­так­тов реле и кон­так­то­ров на схе­ме соот­вет­ству­ет отсут­ствию напря­же­ния на обо­их вво­дах пита­ю­щей сети. При пода­че напря­же­ния на резер­вный ввод через нор­маль­но замкну­тые кон­так­ты К4, К1, К2, КЗ запи­ты­ва­ет­ся обмот­ка кон­так­то­ра К5, кото­рый сво­ими сило­вы­ми нор­маль­но разо­мкну­ты­ми кон­так­та­ми фор­мирует цепь пита­ния сбор­ных шин потре­би­те­лей I кате­гории. Одно­вре­мен­но через кон­такт К5 вклю­ча­ет­ся инди­каторная лам­па Е2, сви­де­тель­ству­ю­щая о пита­нии потре­бителей I кате­го­рии от резерв­но­го ввода.

При пода­че напря­же­ния на основ­ной ввод (рабо­чий) реле кон­тро­ля фаз К1, К2, КЗ сво­и­ми нор­маль­но замкну­тыми кон­так­та­ми К1, К2 и КЗ раз­ры­ва­ет цепь пита­ния сило­во­го кон­так­то­ра К4, после чего теми же нор­маль­но разо­мкну­ты­ми кон­так­та­ми К2 и КЗ (нор­маль­но разомк­нутая кон­такт­ная груп­па К1 не задей­ство­ва­на) формиру­ется цепь пита­ния обмот­ки кон­так­то­ра К4.

При этом сило­вые кон­так­ты К5 при­хо­дят в свое нор­мально разо­мкну­тое поло­же­ние, раз­ры­вая цепь пита­ния сбор­ных шин потре­би­те­лей пер­вой кате­го­рии от резерв­ного вво­да, после чего сило­вые кон­так­ты К4 фор­ми­ру­ют цепь пита­ния сбор­ных шин потре­би­те­лей пер­вой катего­рии от рабо­че­го ввода.

Кон­такт К4 фор­ми­ру­ет цепь пита­ния инди­ка­тор­ной лам­пы Е1.

При про­па­да­нии напря­же­ния на одной, двух или трех фазах рабо­че­го вво­да или сни­же­ния его ниже допу­сти­мых пре­де­лов кон­так­та­ми К2 и (или) КЗ реле кон­тро­ля фаз, раз­ры­ва­ет­ся цепь пита­ния обмот­ки кон­так­то­ра К4.

 

Рис. 1. Схе­ма элек­три­че­ская прин­ци­пи­аль­ная пане­лей ЗАВР-100, ЗАВР-160, ЗАВР-250, ЗАВР-400, (линии пита­ния потре­би­те­лей II кате­го­рии от обо­их вво­дов не пока­за­ны, пунк­тир­ны­ми лини­я­ми пока­за­ны цепи под­клю­че­ния элек­три­че­ско­го секун­до­ме­ра ПВ53‑Л при испы­та­ни­ях АВР по п.п. 5.5.1; 5.5.2).

При «про­па­да­нии» фазы L1, обмот­ка кон­так­то­ра К4 обе­сточивается, т. к. она непо­сред­ствен­но под­клю­че­на к этой фазе через выпря­ми­тель­ное устройство.

При этом нор­маль­но замкну­тые кон­так­ты К1, К2, КЗ реле кон­тро­ля фаз (доста­точ­но одно­го из них при пропа­дании напря­же­ния на одной из фаз основ­но­го вво­да) на­чинают фор­ми­ро­ва­ние цепи пита­ния обмот­ки контакто­ра К5.

Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние цепи пита­ния этой об­мотки осу­ществ­ля­ет­ся нор­маль­но замкну­ты­ми контакта­ми К4 после обес­то­чи­ва­ния обмот­ки кон­так­то­ра К4, что исклю­ча­ет в дан­ной ситу­а­ции замы­ка­ние сило­вых кон­тактов К5, до раз­мы­ка­ния сило­вых кон­так­тов К4.

После замы­ка­ния сило­вых кон­так­тов К5 пита­ние сбор­ных шин потре­би­те­лей пер­вой кате­го­рии осу­ществ­ля­ет­ся от резерв­но­го ввода.

Нор­маль­но разо­мкну­тый кон­такт К4 раз­ры­ва­ет цепь пита­ния инди­ка­тор­ной лам­пы Е„ а кон­такт К5 формиру­ет цепи пита­ния инди­ка­тор­ной лам­пы Е2.

Поря­док про­ве­де­ния испытаний

Исход­ное состо­я­ние схе­мы: ввод­ные рубиль­ни­ки Q1 и Q2 отклю­че­ны, авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель PQ включен.

На обо­их вво­дах номи­наль­ное напря­же­ние пита­ю­щей сети.

Про­вер­ка работоспособности

Про­ве­рить отсут­ствие напря­же­ния на шинах потреби­телей I кате­го­рии (шинах АВР).

Вклю­чить рубиль­ник Q2. Заго­ра­ние инди­ка­тор­ной лам­пы Е2 сви­де­тель­ству­ет о под­клю­че­нии шин АВР к резерв­ному вводу.

Про­ве­рить нали­чие напря­же­ния на шинах АВР

Про­ве­рить фази­ров­ку резерв­но­го вво­да и шин АВР. Пра­виль­ность фази­ров­ки опре­де­ля­ет­ся по отсут­ствию на­пряжения меж­ду одно­имен­ны­ми фаза­ми резерв­но­го вво­да и шин АВР.

Вклю­чить рубиль­ник Q1. Пога­са­ние инди­ка­тор­ной лам­пы Е2 и заго­ра­ние инди­ка­тор­ной лам­пы Е2 свидетель­ствует о пере­во­де пита­ния шин АВР с резерв­но­го вво­да на основной.

В слу­чае несра­ба­ты­ва­ния кон­так­то­ра К4 про­ве­рить на­пряжение пита­ния его обмот­ки и уста­но­вить его 110 В рео­ста­том R1.

Про­ве­рить нали­чие напря­же­ния на шинах АВР.

Про­ве­рить фази­ров­ку основ­но­го вво­да и шин АВР.

Про­вер­ка напря­же­ния срабатывания

Отклю­чить ввод­ные рубиль­ни­ки Q1 и Q2 в ука­зан­ной последовательности.

Вынуть плав­кую встав­ку F1, и под­клю­чить реле конт­роля этой фазы через ЛАТР (РНО), как пока­за­но на фраг­менте схе­мы АВР (рис. 2).

 

Рис. 2. Фраг­мент схе­мы АВР для вклю­че­ния реле кон­тро­ля одной фазы через ЛАТР (РНО)

Регу­ля­тор напря­же­ния ЛАТР уста­но­вить в поло­же­ние, соот­вет­ству­ю­щее выход­но­му напря­же­нию 220 В.

Вклю­чить авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель QF и рубиль­ники Q1 и (Q2 в ука­зан­ной последовательности).

Плав­но умень­шая напря­же­ние пита­ния К1 зафикси­ровать пока­за­ния вольт­мет­ра, при кото­рых про­изой­дет его срабатывание.

Пога­са­ние лам­пы Е1 и заго­ра­ние лам­пы Е2 свидетель­ствует о пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти функциониро­вания эле­мен­тов схемы.

В слу­чае, если кон­так­тор К4 сра­бо­та­ет рань­ше чем реле кон­тро­ля фаз К1, то до его сра­ба­ты­ва­ния (К1) переклю­чение шин АВР на резерв­ный ввод не про­изой­дет, т. к. К1 не сфор­ми­ру­ет цепь пита­ния кон­так­то­ра К5 сво­и­ми нор­маль­но замкну­ты­ми кон­так­та­ми К1.

Тогда потре­би­те­ли I кате­го­рии будут обес­то­че­ны то тех пор, пока напря­же­ние фазы L1, не сни­зит­ся до напряже­ния сра­ба­ты­ва­ния К1.

В этом слу­чае необ­хо­ди­мо уве­ли­чить напря­же­ние пи­тания обмот­ки К4 рео­ста­том К„ но не выше номинально­го (110 В).

Отклю­чить рубиль­ни­ки Q2 и Q1 в ука­зан­ной последовательности.

Вста­вить плав­кую встав­ку F1.

После­до­ва­тель­но под­клю­чая ана­ло­гич­ным обра­зом реле кон­тро­ля остав­ших­ся фаз через ЛАТР (РНО) повто­рить выше­опи­сан­ные операции.

Напря­же­ние сра­ба­ты­ва­ния АВР на каж­дой фазе долж­но нахо­дить­ся в пре­де­лах пас­порт­ных данных.

Про­вер­ка вре­ме­ни срабатывания

Про­вер­ка вре­ме­ни пере­клю­че­ния шин с основ­но­го вво­да на резервный

Отклю­чить рубиль­ни­ки Q2 и Q1.

Вынуть плав­кие встав­ки F2 и F5 (в фазах L2 основ­но­го и резерв­но­го вводов).

Собрать схе­му вклю­че­ния элек­три­че­ско­го секундоме­ра (цепи, изоб­ра­жен­ные пунк­тир­ны­ми лини­я­ми на рис. 1).

Клем­му «220 В» секун­до­ме­ра под­клю­чить к фазе L1, резерв­но­го вво­да по схе­ме (1) клем­мы «К» и «*» подсое­динить к кон­так­там фазы L2 авто­ма­ти­че­ско­го выключа­теля QF.

Зашун­ти­ро­вать нор­маль­но разо­мкну­тые кон­так­ты Креле кон­тро­ля фаз перемычкой.

Это дела­ет­ся для обес­пе­че­ния рабо­ты АВР при отсут­ствии напря­же­ния фазы L2.

Вклю­чить авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель QF, рубиль­ники Qи Q1. Запус­ка элек­три­че­ско­го секун­до­ме­ра не про­исходит, т. к. его изме­ри­тель­ный блок зашун­ти­ро­ван кон­тактами авто­ма­ти­че­ско­го выклю­ча­те­ля QF.

Отклю­чить авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель QF, что ими­ти­ру­ет про­па­да­ние напря­же­ния на основ­ном вво­де. Про­исходит запуск секундомера.

После замы­ка­ния сило­вых кон­так­тов К5 про­ис­хо­дит оста­нов секун­до­ме­ра вслед­ствие шун­ти­ро­ва­ния его изме­рительного бло­ка эти­ми кон­так­та­ми в цепи фазы L2. Вре­мя с момен­та исчез­но­ве­ния напря­же­ния основ­но­го вво­да до пере­клю­че­ния шин АВР на резерв­ный ввод долж­но соот­вет­ство­вать дан­ным завода-изготовителя.

Сле­ду­ет отме­тить, что шун­ти­ро­ва­ние секун­до­ме­ра надо осу­ществ­лять толь­ко обес­то­чен­ны­ми кон­так­та­ми автома­тического выклю­ча­те­ля QF и  кон­так­то­ра К5 .

Про­вер­ка вре­ме­ни отклю­че­ния основ­но­го ввода

Вре­мя пере­клю­че­ния шин АВР с основ­но­го на резер­вный ввод харак­те­ри­зу­ет про­дол­жи­тель­ность отсут­ствия напря­же­ния на шинах АВР.

Одна­ко часто необ­хо­ди­мо знать вре­мя отклю­че­ния ос­новного вво­да с момен­та исчез­но­ве­ния напря­же­ния сети, что­бы при пуско-нала­доч­ных рабо­тах уста­но­вить выдер­жку вре­ме­ни сра­ба­ты­ва­ния реле для исклю­че­ния лож­ных сра­ба­ты­ва­ний АВР при крат­ко­вре­мен­ных «про­ва­лах» напряжения.

Для изме­ре­ния это­го вре­ме­ни необ­хо­ди­мо при отклю­ченных рубиль­ни­ках Q2 и Q1, и выну­тых плав­ких встав­ках F2 и F5 подать пита­ние на элек­три­че­ский секун­до­мер по схе­ме (2). (Клем­му «220 В» под­клю­чить к выхо­ду силово­го кон­так­та К4 фазы L1). Осталь­ная часть схе­мы оста­ет­ся неиз­мен­ной (мож­но отсо­еди­нить про­вод­ни­ки с сило­во­го кон­так­та К5 в фазе L2).

Для исклю­че­ния повтор­но­го запус­ка секун­до­ме­ра ре­остат R2 отсо­еди­нить от N (РЕN) проводника.

Вклю­чить авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель QF, рубильни­ки Q1 и Q2.

Выклю­чить авто­ма­ти­че­ский выклю­ча­тель QF. Проис­ходит запуск секундомера.

После раз­мы­ка­ния сило­вых кон­так­тов К4 про­ис­хо­дит оста­нов секун­до­ме­ра вслед­ствие раз­ры­ва его цепи питания.

Сум­мар­ное вре­мя сра­ба­ты­ва­ния реле кон­тро­ля фаз и К4 долж­но соот­вет­ство­вать завод­ским дан­ным или со­гласованному с энер­го­снаб­жа­ю­щей организацией.

При­ме­ча­ние:

В рас­смат­ри­ва­е­мой прин­ци­пи­аль­ной схе­ме пане­лей ЗАВР-100; 160; 250; 400 исполь­зу­ют­ся реле напря­же­ния (К1, К2, КЗ) типа РЭП15–220БУЗ, кото­рые сов­мест­но с кон­так­то­ра­ми КТП601/ЗБУЗ регу­ли­ров­ку выдерж­ки вре­ме­ни сра­ба­ты­ва­ния не обеспечивают.

Про­вер­ка АВР по п. 5.5.2 в этих слу­ча­ях не производится.

Без­опас­ные при­ё­мы работ

Рабо­ты по про­вер­ке устройств авто­ма­ти­че­ско­го вклю­че­ния резерв­но­го пита­ния выпол­ня­ет­ся по наря­ду-допус­ку или по рас­по­ря­же­нию. Вид оформле­ния работ опре­де­ля­ет работ­ник, име­ю­щий пра­во выда­чи наря­дов и рас­по­ря­же­ний. К рабо­те допус­ка­ют­ся лица из элек­тро­тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла не моло­же 18 лет, обу­чен­ные и атте­сто­ван­ные на зна­ние ПТБ, ПЭЭБ и дан­ной мето­ди­ки, обес­пе­чен­ные инстру­мен­том, инди­ви­ду­аль­ны­ми защит­ны­ми сред­ства­ми, спецодеждой.

Состав бри­га­ды дол­жен быть не менее двух человек:

— про­из­во­ди­тель работ с груп­пой по электробезопас­ности не ниже III;

— член бри­га­ды с груп­пой по элек­тро­без­опас­но­сти не ниже III.

Запре­ща­ет­ся выпол­нять рабо­ты при высо­кой влаж­но­сти, а так­же в огне‑, пожа­ро- и во взры­во­опас­ных сре­дах и помещениях.

Перед нача­лом изме­ре­ний необ­хо­ди­мо изу­чить схе­му вклю­че­ния резерв­но­го пита­ния элек­тро­уста­нов­ки и при­нять меры пре­пят­ству­ю­щие допус­ку на испы­ту­е­мый объ­ект лиц, не участ­ву­ю­щих в испы­та­ни­ях, при необ­хо­ди­мо­сти выста­вить наблюдающего.

По резуль­та­там изме­ре­ний состав­ля­ет­ся про­то­кол уста­нов­лен­ной фор­мы. Лица, допу­стив­шие нару­ше­ния ПТБ или ПТЭ­ЭП, а так­же допу­стив­шие иска­же­ния досто­вер­но­сти и точ­но­сти изме­ре­ний, несут ответ­ствен­ность в соот­вет­ствии с зако­но­да­тель­ством и поло­же­ни­ем о пере­движ­ной электролаборатории.