1. Цель про­ве­де­ния измерения:

Испы­та­ние сбор­ных шин рас­пре­де­ли­тель­ных устройств про­во­дит­ся с целью про­вер­ки их соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям ПУЭ гл.1.8.27 и ПТЭ­ЭП прил.3 п.8.

  1. При­ме­ня­е­мые сред­ства изме­ре­ния, при­бо­ры, приспособления:

Для испы­та­ний сухих сбор­ных и соеди­ни­тель­ных шин  до 35 кВ. используются:

- пер­чат­ки диэлектрические;

-  изме­ри­тель сопро­тив­ле­ния, увлаж­нен­но­сти и сте­пе­ни ста­ре­ния элек­тро­изо­ля­ции MIC-2500;

- аппа­рат испы­та­ния диэлек­три­ков  УИВ-100;

- мик­роометр MMR-600;

- пере­нос­ные заземления.

  1. Под­го­тов­ка рабо­че­го места и основ­ные меры без­опас­но­сти при про­ве­де­нии испы­та­ний и измерений:

- озна­ком­ле­ние со схе­мой и доку­мен­та­ци­ей, (тех. доку­мен­та­ция, схе­ма РУ, про­то­ко­лы преды­ду­щих испы­та­ний и т.п.);

- выпол­не­ние орга­ни­за­ци­он­ных и тех­ни­че­ских меро­при­я­тий, обес­пе­чи­ва­ю­щих без­опас­ность работ в электроустановках;

- про­вер­ка средств защи­ты и устройств (при­спо­соб­ле­ний) для сня­тия емкост­но­го заряда.

4. Под­го­тов­ка при­бо­ров к работе.

Под­го­тов­ка при­бо­ров и про­вер­ка исправ­но­сти при­бо­ра заклю­ча­ет­ся в следующем:

- про­вер­ка клей­ма повер­ки СИ и отсут­ствия види­мых повре­жде­ний кор­пу­са и изме­ри­тель­ных проводов;

- про­вер­ка напря­же­ния источ­ни­ка питания.

  1. Про­ве­де­ние испытаний.
  2. Перед нача­лом испы­та­ний дол­жен быть про­ве­ден внеш­ний осмотр сбор­ных и

соеди­ни­тель­ных шин. При этом, обра­тить вни­ма­ние на надеж­ность зазем­ле­ния ниж­них флан­цев опор­ных изо­ля­то­ров и креп­ле­ния их на кон­струк­ции, креп­ле­ния шин на изо­ля­то­рах. При осмот­ре изо­ля­то­ров под­дер­жи­ва­ю­щих и натяж­ных гир­лянд обра­тить вни­ма­ние на исправ­ность эле­мен­тов соеди­не­ний изо­ля­то­ров и надеж­ность креп­ле­ния на них гиб­ких шин. Шины не долж­ны иметь про­ви­са­ний, созда­ю­щих воз­мож­ность пере­кры­тия на зазем­лен­ные кон­струк­ции или меж­ду фаза­ми. Фар­фо­ро­вые поверх­но­сти изо­ля­то­ров не долж­ны иметь ско­лов. Нали­чие на шинах в местах свар­ных швов и на участ­ках, при­ле­га­ю­щих к бол­то­вым кон­такт­ным соеди­не­ни­ям, потем­не­ния или отста­ва­ния крас­ки, цве­тов побе­жа­ло­сти, мел­ких застыв­ших шари­ков рас­плав­лен­но­го метал­ла (вокруг шайб) сви­де­тель­ству­ет о том, что кон­такт­ное соеди­не­ние не каче­ствен­ное. В свар­ных соеди­не­ни­ях шин не долж­но быть тре­щин, про­жо­гов, кра­те­ров, непро­ва­ров свар­но­го шва более 10 % его дли­ны при глу­бине более 15 % тол­щи­ны сва­ри­ва­е­мо­го метал­ла. При нали­чии теп­ло­ви­зи­он­но­го кон­тро­ля места, где его пока­за­ния отри­ца­тель­ны, долж­ны быть тща­тель­но про­ве­ре­ны в ходе испытаний.

5.1.1. Кон­троль свар­ных кон­такт­ных соединений.

Свар­ные кон­такт­ные соеди­не­ния бра­ку­ют­ся, если непо­сред­ствен­но после выпол­не­ния свар­ки будут обнаружены:

а) пре­жо­ги про­во­да наруж­но­го пови­ва или нару­ше­ние свар­ки при пере­ги­бе соеди­нен­ных проводов;

б) уса­доч­ная рако­ви­на в месте свар­ки глу­би­ной более 1/3 диа­мет­ра провода.

5.1.2. Про­вер­ка каче­ства выпол­не­ния опрес­со­ван­ных кон­такт­ных соединений.

Опрес­со­ван­ные кон­такт­ные соеди­не­ния бра­ку­ют­ся, если:

а) их гео­мет­ри­че­ские раз­ме­ры (дли­на и диа­метр опрес­со­ван­ной части) не соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям инструк­ции по мон­та­жу соеди­ни­тель­ных зажи­мов дан­но­го типа;

б) на поверх­но­сти соеди­ни­те­ля или зажи­ма име­ют­ся тре­щи­ны, сле­ды зна­чи­тель­ной кор­ро­зии и меха­ни­че­ских повреждений;

в) кри­виз­на опрес­со­ван­но­го соеди­ни­те­ля пре­вы­ша­ет 3% его длины;

г) сталь­ной сер­деч­ник опрес­со­ван­но­го соеди­ни­те­ля сме­щен отно­си­тель­но сим­мет­рич­но­го поло­же­ния более чем на 15% дли­ны прес­су­е­мой части провода.

Сле­ду­ет про­из­ве­сти выбо­роч­ное изме­ре­ние пере­ход­но­го сопро­тив­ле­ния 3–5% опрес­со­ван­ных кон­такт­ных соеди­не­ний. Паде­ние напря­же­ния или сопро­тив­ле­ние на участ­ке соеди­не­ния не долж­но пре­вы­шать паде­ния напря­же­ния или сопро­тив­ле­ния на участ­ке про­во­да той же дли­ны более чем в 1,2 раза.

5.1.3. Про­вер­ка каче­ства выпол­не­ния бол­то­вых соединений.

Про­из­во­дить­ся выбо­роч­ная про­вер­ка каче­ства затяж­ки кон­так­тов и вскры­тие 2–3% соеди­не­ний. Изме­ре­ние пере­ход­но­го сопро­тив­ле­ния кон­такт­ных соеди­не­ний сле­ду­ет про­из­во­дить выбо­роч­но на 2–3% соеди­не­ний. Кон­такт­ные соеди­не­ния на ток более 1000 А реко­мен­ду­ет­ся про­ве­рять в пол­ном объеме.

Паде­ние напря­же­ния или сопро­тив­ле­ние на участ­ке шины (0,7–0,8м) в месте кон­такт­но­го соеди­не­ния не долж­но пре­вы­шать паде­ния напря­же­ния или сопро­тив­ле­ния участ­ка шин той же длин­ны более чем в 1,2 раза.

5.3 Изме­ре­ние пере­ход­ных сопро­тив­ле­ний кон­такт­ных соединений

MMR-600 поз­во­ля­ет про­во­дить изме­ре­ние малых актив­ных сопро­тив­ле­ний свар­ных и экви­по­тен­ци­аль­ных соеди­не­ний, зажи­мов, клемм, соеди­ни­те­лей в диа­па­зоне от 1 мкОм до 200 Ом током до 10 А.

Изме­ри­тель под­клю­ча­ет­ся к испы­ту­е­мо­му объ­ек­ту соглас­но рисун­ку 2.

Про­во­да напря­же­ния, под­клю­чен­ные к гнез­дам U1 и U2, долж­ны нахо­дить­ся внут­ри токо­вых, под­клю­чен­ных к гнез­дам I1 и I2.

Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на пра­виль­ный выбор изме­ри­тель­ных нако­неч­ни­ков, пото­му что точ­ность про­ве­ден­ных изме­ре­ний зави­сит от каче­ства про­ве­ден­ных подсоединений.

Они долж­ны гаран­ти­ро­вать хоро­ший кон­такт и спо­соб­ство­вать про­те­ка­нию изме­ри­тель­но­го тока без помех.

Запре­ща­ет­ся, напри­мер, под­со­еди­не­ние зажи­ма «Кро­ко­дил» на заржа­вев­шие или окис­лен­ные участ­ки — сле­ду­ет эти участ­ки перед рабо­той очи­стить или исполь­зо­вать для изме­ре­ний ост­рый зонд.

5.4. Испы­та­ние изо­ля­ции шин повы­шен­ным напря­же­ни­ем про­мыш­лен­ной частоты.

Испы­та­ние изо­ля­ции про­во­дить­ся соглас­но таб­ли­це 2.

Таб­ли­ца 2

Испы­та­тель­ное напря­же­ние про­мыш­лен­ной часто­ты изо­ля­ции токопроводов

Класс напря­же­ния, кВ

Испы­та­тель­ное напря­же­ние, кВ, токо­про­во­да с изоляцией

Фар­фо­ро­вой

Сме­шан­ной (кера­ми­че­ской и из твер­дых орга­ни­че­ских материалов)

До 0,69

1

1

6

32

28,8

10

42

37,8

15

55

49,5

35

95

85,5

Про­дол­жи­тель­ность испы­та­ния – 1 минута.

Вни­ма­ние:

1.При про­ве­де­нии испы­та­ний обо­ру­до­ва­ния с помо­щью УИВ-100 сле­дить за тем, чтоб при­сут­ству­ю­щий пер­со­нал не при­бли­жал­ся к транс­фор­ма­то­ру, дели­те­лю напря­же­ния и испы­ту­е­мо­му объ­ек­ту бли­же 3 м..

2. После про­ве­де­ния каж­до­го испы­та­ния про­из­во­дить сня­тие емкост­но­го заря­да с помо­щью зазем­ли­те­ля и опе­ра­тив­ной штан­ги в целях избе­жа­ния травм.

3. Сече­ние мед­но­го мно­го­жиль­но­го про­во­да при­ме­ня­е­мо­го для сня­тия оста­точ­но­го заря­да при про­ве­де­нии изме­ре­ний и испы­та­ний долж­но быть не менее 4 мм.

4. Огра­дить рабо­чее место соглас­но «Меж­от­рас­ле­вых пра­вил по охране тру­да» (гл.5, п.5.1.8.), т.е.

щита­ми, кана­та­ми и т.п. с пре­ду­пре­жда­ю­щи­ми пла­ка­та­ми «Испы­та­ние. Опас­но для жизни»,

обра­щен­ны­ми наружу.

ЭКС­ПЛУ­А­ТА­ЦИЯ УСТА­НОВ­КИ БЕЗ ЗАЗЕМ­ЛЕ­НИЯ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

6.Оформление резуль­та­тов измерений.

Резуль­та­ты изме­ре­ний оформ­ля­ют­ся про­то­ко­лом в соот­вет­ствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 Груп­па Т51, ГОСТ Р 50571.16–2007 с уче­том погреш­но­сти исполь­зу­е­мо­го пре­де­ла измерений.

Про­то­кол дол­жен отра­жать все вопро­сы, пред­пи­сан­ные  ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 п.5.10.2, п.5.10.3 и ПУЭ гл.1.8.27 и ПТЭ­ЭП прил.3 п.8.

7. Оформ­ле­ние заклю­че­ния о состо­я­нии элек­тро­уста­нов­ки и соот­вет­ствии или  несо­от­вет­ствии ее тре­бо­ва­ни­ям НТД.

Заклю­че­ние о соот­вет­ствии или не соот­вет­ствии резуль­та­тов изме­ре­ний при­ни­ма­ет­ся на осно­ва­нии ана­ли­за изме­рен­но­го зна­че­ния с тре­бо­ва­ни­я­ми ПУЭ гл.1.8.27, ПТЭ­ЭП при­ло­же­ние 3, а так­же  с дан­ны­ми пред­при­я­тия изготовителя