1. Цель про­ве­де­ния измерения :

Испы­та­ние элек­тро­дви­га­те­лей пере­мен­но­го тока про­во­дит­ся с целью про­вер­ки их соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям ПУЭ гл.1.8.(п.1.8.15, пп.1–6) и ПТЭ­ЭП прил.3.(п.23).

  1. При­ме­ня­е­мые сред­ства изме­ре­ния , при­бо­ры, приспособления:

Для изме­ре­ния сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции используются: 

- изме­ри­тель сопро­тив­ле­ния, увлаж­нен­но­сти и сте­пе­ни ста­ре­ния элек­тро­изо­ля­ции MIC – 2500;

- мик­ро­ом­метр MMR-600;

- теп­ло­ви­зор Testo-881–2;

- ана­ли­за­тор виб­ра­ции КВАРЦ.

  1. Под­го­тов­ка рабо­че­го места и основ­ные меры без­опас­но­сти при про­ве­де­нии испы­та­ний и измерений:

- озна­ком­ле­ние со схе­мой и доку­мен­та­ци­ей, (тех. доку­мен­та­ция пред­при­я­тия изго­то­ви­те­ля, про­ект, cогла­со­ван­ный с УГЭН, про­то­ко­лы преды­ду­щих испы­та­ний и т.п.);

- выпол­не­ние орга­ни­за­ци­он­ных и тех­ни­че­ских меро­при­я­тий, обес­пе­чи­ва­ю­щих без­опас­ность работ в электроустановках;

- про­вер­ка средств защи­ты и устройств (при­спо­соб­ле­ний) для сня­тия емкост­но­го заряда.

4. Под­го­тов­ка при­бо­ра к работе.

Под­го­тов­ка при­бо­ров и про­вер­ка исправ­но­сти при­бо­ра заклю­ча­ет­ся в следующем:

- про­вер­ка клей­ма повер­ки СИ и отсут­ствия види­мых повре­жде­ний кор­пу­са и изме­ри­тель­ных проводов;

- про­вер­ка напря­же­ния источ­ни­ка питания.

  1. Испы­та­ние элек­тро­дви­га­те­лей пере­мен­но­го тока напря­же­ни­ем выше 1 кВ.

5.1. Изме­ре­ние сопро­тив­ле­ния изоляции

  • вклю­чить при­бор кла­ви­шей  и уста­но­вить пере­клю­ча­тель функ­ций в поло­же­ние RISO/IL;
  • кла­ви­шей UISO выби­ра­ет­ся вели­чи­на напря­же­ния изме­ре­ния (от 50В до 2500В);
  • запуск функ­ции изме­ре­ний про­ис­хо­дит после нажа­тия и удер­жи­ва­ния кла­ви­ши START (вни­ма­ние: на зажи­мах при­бо­ра в это вре­мя при­сут­ству­ет напря­же­ние измерения);
  • при отпус­ка­нии кла­ви­ши START изме­ре­ние приостанавливается;
  • после пре­кра­ще­ния изме­ре­ний авто­ма­ти­че­ски про­ис­хо­дит замы­ка­ние зажи­мов U  R и COM через сопро­тив­ле­ние 100кОМ, что обес­пе­чи­ва­ет раз­ряд емко­сти изме­ря­е­мо­го объекта.

Наи­мень­шие допу­сти­мые зна­че­ния сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции для элек­тро­дви­га­те­лей при­ве­де­ны в Таб­ли­це 1.

Таб­ли­ца 1.

Наи­мень­шие допу­сти­мые зна­че­ния сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции для элек­тро­дви­га­те­лей выше 1 кВ.

Тем­пе­ра­ту­ра

обмот­ки,  0 С.

Сопро­тив­ле­ние изо­ля­ции R 60 , Мом, при номи­наль­ном напря­же­нии обмот­ки, кВ.
3–3,15 6–6,3 10–10,5
10 30 60 100
20 20 40 70
30 15 30 50
40 10 20 35
50 7 15 25
60 5 10 17
75 3 6 10

5.2. Опре­де­ле­ние воз­мож­но­сти вклю­че­ния элек­тро­дви­га­те­лей выше 1 кВ без сушки.

Элек­тро­дви­га­те­ли пере­мен­но­го тока вклю­ча­ют­ся без суш­ки, если зна­че­ние сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции и коэф­фи­ци­ент абсорб­ции не ниже, ука­зан­ных в Таб­ли­це 2.

Таб­ли­ца 2.

Допу­сти­мые зна­че­ния сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции и коэф­фи­ци­ен­та абсорб­ции для обмо­ток ста­то­ра электродвигателей

Мощ­ность, номи­наль­ное напря­же­ние элек­тро­дви­га­те­ля, вид изо­ля­ции обмоток Кри­те­рии оцен­ки состо­я­ния изо­ля­ции обмот­ки статора
Зна­че­ние сопро­тив­ле­ния изо­ля­ции, МОм Зна­че­ние коэф­фи­ци­ен­та абсорб­ции R 60 / R 15
1. Мощ­ность более 5 МВт, тер­мо­ре­ак­тив­ная и мика­лент­ная ком­паун­ди­ро­ван­ная изоляция При тем­пе­ра­ту­ре 10–30 0 С сопро­тив­ле­ние изо­ля­ции не ниже 10 Мом на 1 кВ номи­наль­но­го линей­но­го напряжения Не менее 1,3 при тем­пе­ра­ту­ре 10–30 0 С.
2. Мощ­ность 5 МВт и ниже, напря­же­ние выше 1 кВ, тер­мо­ре­ак­тив­ная изоляция
3. Дви­га­те­ли с мика­лент­ной ком­паун­ди­ро­ван­ной изо­ля­ци­ей, напря­же­ни­ем выше 1 кВ, мощностью

от 1 до 5 МВт вклю­чи­тель­но, а так­же дви­га­те­ли с мень­шей мощ­но­сти наруж­ной уста­нов­ки с такой же изо­ля­ци­ей напря­же­ни­ем выше 1 кВ

Не ниже зна­че­ний, ука­зан­ных в таб­ли­це 1 Не менее 1,2
4. Дви­га­те­ли с мика­лент­ной ком­паун­ди­ро­ван­ной изо­ля­ци­ей, напря­же­ни­ем выше 1 кВ, мощ­но­стью более 1 МВт, кро­ме ука­зан­ных в под­пунк­те 3 Не ниже зна­че­ний, ука­зан­ных в таб­ли­це 1  

 

-

5. Обмот­ка ротора 0,2 -
6. Тер­мо­ин­ди­ка­то­ры с соеди­ни­тель­ны­ми про­во­да­ми, подшипники В соот­вет­ствии с ука­за­ни­я­ми заводов-изготовителей

5.3. Испы­та­ние повы­шен­ным напря­же­ни­ем про­мыш­лен­ной частоты.

Про­из­во­дит­ся на пол­но­стью собран­ном электродвигателе.

Испы­та­ние обмот­ки ста­то­ра про­из­во­дит­ся для каж­дой фазы в отдель­но­сти отно­си­тель­но кор­пу­са при двух дру­гих, соеди­нен­ных с корпусом.

У дви­га­те­лей, не име­ю­щих выво­дов каж­дой фазы в отдель­но­сти, допус­ка­ет­ся про­из­во­дить испы­та­ния всей обмот­ки отно­си­тель­но корпуса.

Зна­че­ния испы­та­тель­ных напря­же­ний при­ве­де­ны в Таб­ли­це 3.

Про­дол­жи­тель­ность при­ло­же­ния испы­та­тель­но­го напря­же­ния 1 мин.

Таб­ли­ца 3.

Испы­та­тель­ное напря­же­ние про­мыш­лен­ной часто­ты для обмо­ток элек­тро­дви­га­те­лей пере­мен­но­го тока

 

Испы­ту­е­мый элемент

Мощ­ность элек­тро­дви­га­те­ля, кВт Номи­наль­ное напря­же­ние элек­тро­дви­га­те­ля, кВ Испы­та­тель­ное напря­же­ние, кВ
1. Обмот­ка статора

 

 

От 1,0 до1000 Выше 0,1 0,8 (2U ном +1) , но не менее 1,2
От 1000 и более До 3,3 включительно 0,8 (2U ном +1)
От 1000 и более Свы­ше 3,3 до 6,6 включительно 0,8 х 2,5 U ном
От 1000 и более Свы­ше 6,6 0,8 (2U ном +3)
2. Обмот­ка рото­ра син­хрон­ных элек­тро­дви­га­те­лей, пред­на­зна­чен­ных для непо­сред­ствен­но­го пус­ка, с обмот­кой воз­буж­де­ния, на рези­стор или источ­ник питания  

 

 

-

 

 

 

-

8‑кратное U ном систе­мы воз­буж­де­ния, но не менее 1,2 и не более 2,8
3. Обмот­ка рото­ра элек­тро­дви­га­те­ля с фаз­ным ротором  

 

-

 

 

-

р* , но не менее 1,0

 

р* — напря­же­ние на коль­цах при разо­мкну­том непо­движ­ном рото­ре и номи­наль­ном напря­же­нии на статоре

4. Рези­стор цепи гаше­ния поля син­хрон­ных двигателей  

-

 

-

 

2,0

5. Рео­ста­ты и пуско­ре­гу­ли­ру­ю­щие резисторы  

-

 

-

1,5 U р* , но не менее 1,0

 

5.4. Изме­ре­ние сопро­тив­ле­ния посто­ян­но­му току.

Изме­ре­ние про­из­во­дит­ся при прак­ти­че­ски холод­ном состо­я­нии машины:

  • обмот­ки ста­то­ра и рото­ра (обмот­ки рото­ра син­хрон­ных элек­тро­дви­га­те­лей и элек­тро­дви­га­те­ле с фаз­ным ротором).
  • Изме­ре­ние про­из­во­дит­ся у элек­тро­дви­га­те­лей на напря­же­ние 3 кВ и выше.
  • При­ве­ден­ные к оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ре изме­рен­ные зна­че­ния сопро­тив­ле­ний раз­лич­ных фаз обмо­ток, а так­же обмот­ки воз­буж­де­ния син­хрон­ных дви­га­те­лей не долж­ны отли­чать­ся друг от дру­га и от исход­ных дан­ных более чем на 2%.
  • Рео­ста­ты и пуско­ре­гу­ли­ру­ю­щие резисторы.
  • Для рео­ста­тов и пус­ко­вых рези­сто­ров, уста­нов­лен­ных на элек­тро­дви­га­те­лях напря­же­ни­ем 3 кВ и выше, сопро­тив­ле­ние изме­ря­ет­ся на всех ответвлениях.
  • Для элек­тро­дви­га­те­лей напря­же­ни­ем ниже 3 кВ изме­ря­ет­ся общее изме­ря­ет­ся общее сопро­тив­ле­ние рео­ста­тов и пус­ко­вых рези­сто­ров и про­ве­ря­ет­ся целост­ность отпаек.

Зна­че­ние сопро­тив­ле­ния не долж­но отли­чать­ся от исход­ных зна­че­ний более чем на 10%.

Изме­ре­ние сопро­тив­ле­ния посто­ян­но­му току про­из­во­дит­ся  при­бо­ром MMR-600/

5.5. Про­вер­ка элек­тро­дви­га­те­лей на холо­стом ходу (с нена­гру­жен­ным меха­низ­мом) и под нагрузкой.

Про­дол­жи­тель­ность про­вер­ки элек­тро­дви­га­те­ля на холо­стом ходу не менее 1ч., в соот­вет­ствии с инструк­ци­ей заво­да — изготовителя.

5.6. Про­вер­ка элек­тро­дви­га­те­лей под нагрузкой.

Про­вер­ка элек­тро­дви­га­те­лей под нагруз­кой про­из­во­дит­ся при нагруз­ке, обес­пе­чи­ва­е­мой тех­но­ло­ги­че­ским обо­ру­до­ва­ни­ем к момен­ту сда­чи в экс­плу­а­та­цию, в про­цес­се экс­плу­а­та­ции под нагруз­кой не менее 50%. При этом для элек­тро­дви­га­те­лей с регу­ли­ру­е­мой часто­той вра­ще­ния опре­де­ля­ют­ся пре­де­лы регулирования.

Про­вер­ка про­из­во­дит­ся в соот­вет­ствии с инструк­ци­ей заво­да — изготовителя.

При отсут­ствии ука­за­ний заво­да изго­то­ви­те­ля виб­ра­ция под­шип­ни­ков элек­тро­дви­га­те­лей не долж­ны пре­вы­шать зна­че­ний, ука­зан­ных в таблицах:

а) виб­ра­ция под­шип­ни­ков для обыч­ных усло­вий экс­плу­а­та­ции элек­тро­дви­га­те­лей и для элек­тро­дви­га­те­лей со сро­ком экс­плу­а­та­ции не более 15 лет

Часто­та вра­ще­ния  (об/мин)

30000 1500 1000 750
Удво­ен­ная ампли­ту­да коле­ба­ний под­шип­ни­ков  (мкм) 30 60 80 95

б) виб­ра­ция под­шип­ни­ков элек­тро­дви­га­те­лей , рабо­та­ю­щих в тяже­лых усло­ви­ях и для элек­тро­дви­га­те­лей, срок экс­плу­а­та­ции кото­рых пре­вы­ша­ет 15 лет

Часто­та вра­ще­ния  (об/мин)

 

30000 1500 1000 750
Удво­ен­ная ампли­ту­да коле­ба­ний под­шип­ни­ков  (мкм) 30 100 130 160

Изме­ре­ние виб­ра­ции под­шип­ни­ков про­из­во­дит­ся при­бо­ром  — ана­ли­за­то­ром виб­ра­ции КВАРЦ в соот­вет­ствии с инструк­ци­ей по экс­плу­а­та­ции на прибор.

Элек­тро­дви­га­тель дол­жен быть немед­лен­но отклю­чен от сети в случаях:

  • при появ­ле­нии дыма или огня из кор­пу­са элек­тро­дви­га­те­ля или пуско­ре­гу­ли­ры­ю­щей аппаратуры;
  • полом­ки при­вод­но­го механизма;
  • рез­ко­го уве­ли­че­ния виб­ра­ции подшипников ;
  • нагре­ве под­шип­ни­ков сверх допу­сти­мой тем­пе­ра­ту­ре, уста­нов­лен­ной заво­дом – изготовителем.

6.Оформление резуль­та­тов измерений.

Резуль­та­ты изме­ре­ний оформ­ля­ют­ся про­то­ко­лом в соот­вет­ствии ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 Груп­па Т51, ГОСТ Р 50571.16–2007 с уче­том погреш­но­сти исполь­зу­е­мо­го пре­де­ла измерений.

Про­то­кол дол­жен отра­жать все вопро­сы, пред­пи­сан­ные  ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 п.5.10.2, п.5.10.3 и при­ло­же­ни­ем G ГОСТ Р 50571.16–2007 часть 6 “Испы­та­ния”

7. Оформ­ле­ние заклю­че­ния о состо­я­нии элек­тро­уста­нов­ки и соот­вет­ствии или несо­от­вет­ствии ее тре­бо­ва­ни­ям НТД.

Заклю­че­ние о соот­вет­ствии или не соот­вет­ствии резуль­та­тов изме­ре­ний при­ни­ма­ет­ся на осно­ва­нии ана­ли­за изме­рен­но­го зна­че­ния с тре­бо­ва­ни­я­ми ПУЭ гл.1.8. , ПТЭ­ЭП при­ло­же­ние 3, а так­же  с дан­ны­ми пред­при­я­тия — изготовителя.